4.3.3. Раздел 3
1. Разработать конспект одной из форм работы по умственному воспитанию с использованием активных средств, подготовиться к прове-дению;
2. Определить условия осуществления умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие умственного воспитания и проблемной ситуации.
2. Основы развивающего, проблемного обучения.
3. Развитие мыслительных операций.
4. Развитие умственных способностей.
5. Уровни проблемности в обучении.
6. Методы осуществления проблемного обучения.
7. Понятие модели и моделирования.
8. Классификация и функции моделей.
9. Требования к созданию моделей.
10. Использование моделирования в развитии умственных спо-собностей.
11. Использование моделирования в экологическом образовании.
12. Использование моделирования в познании свойств и отноше-ний предметов
13. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с отставанием в развитии.
14. Понятие детского экспериментирования.
15. Особенности детского экспериментирования.
16. Причины успешности экспериментирования.
17. Роль взрослого в экспериментировании.
18. Правила осуществления естественно-научных и экологических экспериментов.
19. Экспериментирование в измерении.
20. Экспериментирование в развитии представлений о геометри-ческих фигурах.
21. Понятие и функции тренинга.
22. Методы тренинга.
23. Экономическая социализация через тренинг.
24. Понятие, особенности и принципы развивающих игр.
25. Методики обучения детей дошкольного возраста игре в шах-маты.
26. Этапы обучения игре в шахматы.
27. Понятие и особенности содержания познавательной сказки.
28. Условия эффективного использования математических сказок.
29. Виды познавательных сказок по экологии.
30. Экономические сказки.
31. Развитие представлений о временной последовательности по-средством познавательной сказки.
32. Характеристика интеллектуальных игр А.З. Зака.
33. Рекомендации по организации и проведению занятий с исполь-зованием игр А. З. Зака.
http://nsdr.livejournal.com/




Вопросы к зачету
34. Понятие умственного воспитания и проблемной ситуации.
35. Основы развивающего, проблемного обучения.
36. Развитие мыслительных операций.
37. Развитие умственных способностей.
38. Уровни проблемности в обучении.
39. Методы осуществления проблемного обучения.
40. Понятие модели и моделирования.
41. Классификация и функции моделей.
42. Требования к созданию моделей.
43. Использование моделирования в развитии умственных способностей.
44. Использование моделирования в экологическом образовании.
45. Использование моделирования в познании свойств и отношений предме-тов
46. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с отставанием в развитии.
47. Понятие детского экспериментирования.
48. Особенности детского экспериментирования.
49. Причины успешности экспериментирования.
50. Роль взрослого в экспериментировании.
51. Правила осуществления естественно-научных и экологических экспери-ментов.
52. Экспериментирование в измерении.
53. Эспериментирование в развитии представлений о геометрических фигу-рах.
54. Понятие и функции тренинга.
55. Методы тренинга.
56. Экономическая социализация через тренинг.
57. Понятие, особенности и принципы развивающих игр.
58. Методики обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы.
59. Этапы обучения игре в шахматы.
60. Понятие и особенности содержания познавательной сказки.
61. Условия эффективного использования математических сказок.
62. Виды познавательных сказок по экологии.
63. Экономические сказки.
64. Развитие представлений о временной последовательности посредством познавательной сказки.
65. Характеристика интеллектуальных игр А.З. Зака.
66. Рекомендации по организации и проведению занятий с использованием игр А. З. Зака.
1. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 432 с. – ISBN 5-7695-0146-4.
2. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3-х кн., кн. 1, гл. 14 «Способности» / Р. С. Немов – М., 2001. – С. 373-393. – ISBN 5-691-00112-4.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2005. – 224 с. – ISBN 5-7695-2013-2.
4. Никонова, Н. О. Игра-опыт и его роль в формировании у дошкольников интереса к неживой природе [Текст] / Н. О. Никонова // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 г. – СПб : РГПУ имени А.И. Герцена. – С. 77-79.
5. Новоселова, С. Л. О ранних этапах в формировании мышления [Текст] / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1967. - № 4. – С. 22-25.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Ред кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. : ил. – ISBN 5-85270-230-7.
7. Поддъяков, А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами [Текст] / А. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С. 14-23. – ISSN 0042-8841.
8. Поддъяков, Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъяков – Н. Новгород, 1999. – 39 с.
9. Познавательные сказки математического содержания для дошкольников [Текст]: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов, колледжей, училищ и практических работников ДОУ / Сост. Л. Н. Вахрушева. – Киров : Изд-во ВГПУ, 2001. – 32 с.
10. Репина, Г. А. Развитие творческого мышления дошкольников средствами математического моделирования [Текст] / Г. А. Репина // Региональные подходы к дошкольному образованию: теория и практика: Материалы Российской научно-практической конференции. – Шуя, 1999. – С.50-53.
11. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков – М.: Академия, 2000. – 232 с. – ISBN 5-7695-0608-3.
12. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с. – ISBN 5-88527-173-9.
13. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст] / А. А. Смоленцева – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. – 176 с. – ISBN 5-85219-059-4.
14. Страунинг, А. М. Моделирование маленькими человечками [Текст] / А. М. Страунинг // Дошкольное воспитание. - № 3. – 1998. – C. 33-44. – ISSN 0012-561Х.
15. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с. – ISBN 5-09-000333-5.
16. Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации [Текст] / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 94-101. – ISSN 0042-8841.
17. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова – Харьков : Фолио, 1997. – 462 с. – ISBN 966-03-9955-7.
18. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. И. В. Охулкова – Н. Новгород : НГПУ, 2001. – 79 с.
19. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин / Под ред. Д. М. Фельдштейна. – М. : Ин-т практ. психологии, 1995. – 416 с. – ISBN 5-87224-087-2.











http://d-ru.livejournal.com/






Требования к материалам, устанавливающим содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
К завершению изучения курса студенты должны
знать:
 сущность развивающего, проблемного обучения,
 особенности развития умственных операций и способностей;
 правила осуществления экспериментирования;
 требования к созданию моделей;
 понятие и функции тренинга;
 виды познавательных сказок;
уметь:
 определять уровни проблемности в обучении;
 на практике применять активные методы и средства умственного воспитания;
владеть навыками:
 составления конспектов проблемного обучения;
 анализа работы по использованию активных методов и средств умственного воспитания детей дошкольного возраста;
 подгрупповой работы.


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
4.3.1. Раздел 1
1. Дать определение понятия «умственное воспитание детей дошкольного возраста»;
2. Раскрыть особенности проблемного обучения дошкольников;
3. Обосновать выбор методов и средств умственного воспитания на основе просмотра видеозаписи занятий.

4.3.2. Раздел 2
1. Назвать характерные признаки каждого из методов;
2. Выявить общие особенности использования активных методов в ходе просмотра видеозаписи занятий;
3. Составить перспективный план по использованию методов активного обучения.
1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [Текст] / В. Г. Грнишин – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 158 с. – ISBN 5-09-001133-8.
2. Дерябина, М. Ю. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника в процессе общения с природой [Текст] / М. Ю. Дерябина, Л. Н. Гордеева // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – С. 59-65. – ISBN 5-211004857-1.
3. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике [Текст] / Сост. Г. М. Евменова, О, И. Меньшикова. – М. : Просвещение, 1993. – 95 с. – ISBN 5-09-004864.
4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова – М.: Просвещение, 1992. – 191 с. – ISBN 5-09-004060-5.
5. Зак, А. З. Как развивать авторское мышление у детей 5-6 лет [Текст] / А. З. Зак – М. : Фолиум, 1994. – 56 с. – ISBN 5-900536-19-Х.
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с. – ISBN 5-89144-331-7.
7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 208 с. – ISBN 5-7695-0974-0.
8. Киреева, О. В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Киреева // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. - С. 62-65. – ISBN 5-8064-0655-5.
9. Кларина, Л. Экономика и экология для малышей [Текст] / Л. Кларина // Обруч. – 1997. - № 4. – С. 27-28. http://homelesskirov.livejournal.com/
10. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова – М. : , 1998. – 160 c. – ISBN 5-7695-0286-Х.
11. Куликова, Т. А. Проблемное обучение в детском саду: теоретические и технологические аспекты [Текст] / Т. А. Куликова // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов / Отв. редактор С.А. Колзлова. – М.: МГПУ, 2001. – С. 50-57.
12. Левинова, Л. А. Кубарик и Томатик, или Веселая математика [Текст] / Л. А. Левинова, Г.В. Сапгир – М.: «Мартин», «Полина», 1995. – 159 c. – ISBN 5-88105-023-1.
13. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н. С. Лейтес – М.: Просвещение, 1984. – 79 c.
14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1992. – 222 с. – ISBN 5-09-003254-8.
Дополнительная литература
1. Авдеева, Н., Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 32-40. – ISSN 0012-561Х.
2. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности [Текст] / Б. Г. Ананьев / Проблема способностей. – М., 1962. – С. 32-41.
3. Большунова, П. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / П. Я. Большунова // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 39-43. – ISSN 0042-8841.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. – ISBN 5-09-003256-4.
5. Вахрушева, Л. Н. О возможности использования компьютерных игр в детском саду [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. – М. : Прометей, 1995. – часть 2 – С. 20-22.
6. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников [Текст] / Л. Н. Вахрушева – Киров, 1997. – 39 с.
7. Вахрушева, Л. Н. Необходимость осуществления экономического образования в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: Материалы научно-практической конференции 12 марта 1998 г. – М. : МПГУ, 1998. – С.54-56.
8. Вахрушева, Л. Н. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921 -–2001 г.г.). – М. : МПГУ, 2001. – С.106-107.http://parabloggers.livejournal.com/
9. Вахрушева, Л. Н. Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством экспериментирования [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – С. 70-72. – ISBN 5-211004857-1.
10. Вахрушева, Л. Н. Реализация принципа интеграции в образовании детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе / Под ред. Г. П. Захаровой, Л. М. Костиной. – Чебоксары, 2004. – С. 54-56.
11. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков – М. : Ось 89, 2000. – 224 с. – ISBN 5-86894-318-Х.
12. Вдовина, С. Б. Занимательная экономика [Текст] / С. Б. Вдовина – Киров, 1995. – 112 с.
13. Венгер, Л. А. О чем рассказывает сказка [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1994. – №5. – С. 58-62. – ISSN 0012-561Х.
14. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер – М. : Знание, 1973. – 96с.
15. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – № 3. – 1982. – C. 46-52. – ISSN 0012-561Х.
16. Вербенец, А. М. Особенности использования детьми 4-5 лет модели в процессе освоения свойств и отношений предметов [Текст] / А. М. Вербенец // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 359-363. – ISBN 5-8064-0655-5.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с. – ISBN 5-87604-097-5.
18. Галигузова, Л. Н. Проблемы развития детского интеллекта: теория, эксперимент, практика [Текст] / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 1997. - № 5. – С. 136-139. – ISSN 0042-8841.
19. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
20. Горбов, С. Ф. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) [Текст] / С. Ф. Горбов, Е. В. Чудинова // Психологическая наука и образование. – 2000. - № 2. – С. 96-110.
6. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей игры.
План
1. Понятие умственных способностей и их развитие в дошкольном возрасте.
2. Понятие развивающей игры. Особенности и принципы развивающих игр.
3. Назначение развивающих игр.
4. Разработка развивающих игр.
Литература
1. Белошистая, А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 69-79. – ISSN 0012-561Х.
2. Вахрушева, Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
3. Павленко, В. Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий [Текст] / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. – 1995. - № 1. - С. 53-60. – ISSN 0042-8841.
4. Пантина, Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве [Текст] / Н. С. Пантина – М.: РОССПЭН, 1996. – 272 с. – ISBN 5-86004-047-4.

7, 8. Применение познавательных сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста
План http://iamherorim.livejournal.com/
1. Понятие сказки, познавательной сказки.
2. Особенности содержания познавательной сказки.
3. Типы познавательных сказок.
4. Разработка познавательных сказок.
Литература
1. Вахрушева, Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Левинова, Л. А. Кубарик и Томатик, или Веселая математика [Текст] / Л. А. Левинова, Г.В. Сапгир – М. : «Мартин», «Полина», 1995. – 159 c. – ISBN 5-88105-023-1.
3. Познавательные сказки математического содержания для дошкольников [Текст]: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов, колледжей, училищ и практических работников ДОУ / Сост. Л. Н. Вахрушева. – Киров : Изд-во ВГПУ, 2001. – 32 с.
4. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка: Пособие по экологическому образованию дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова / Науч. ред. Г. А. Ягодин. – М. : LINKA-Press, 1998. – 128 с. – ISBN 5-7193-0102-Х.
5. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст] / А. А. Смоленцева – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. – 176 с. – ISBN 5-85219-059-4.
6. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова – Харьков : Фолио, 1997. – 462 с. – ISBN 966-03-9955-7.

Основная литература:
Вахрушева, Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
4. Использование экспериментирования в умственном воспитании детей дошкольного возраста
План
1. Понятие экспериментирования и его значение в умственном воспитании детей дошкольного возраста.
2. Особенности детского экспериментирования.
3. Методика использования экспериментирования в ДОУ.
4. Разработка игр и упражнений на основе применения экспериментирования.
Литература
1. Вахрушева, Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с. – ISBN 5-89144-331-7.http://pitbos.livejournal.com/
3. Киреева, О. В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Киреева // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. - С. 62-65. – ISBN 5-8064-0655-5.
4. Никонова, Н. О. Игра-опыт и его роль в формировании у дошкольников интереса к неживой природе [Текст] / Н. О. Никонова // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 г. – СПб : РГПУ имени А.И. Герцена. – С. 77-79.
5. Поддъяков, А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами [Текст] / А. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С. 14-23. – ISSN 0042-8841.
6. Поддъяков, Н. Н. Основные проблемы умственного воспитания дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Научн. ред. Буре Р. С. – М. : А.П.О., 1994. – С. 7-24. – ISBN 5-85449-047-1.
7. Поддъяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъяков – Н. Новгород, 1999. – 39 с.

5. Тренинг как метод умственного воспитания
План
1. Понятие тренинга и его особенности.
2. Применение тренинга в экологическом, экономическом, математическом образовании дошкольников.
3. Разработка тренингов для дошкольников.
Литература
1. Вахрушева, Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков – М. : Ось 89, 2000. – 224 с. – ISBN 5-86894-318-Х.
3. Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 364 с. – ISBN 5-7301-0038-8.
4. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1986. – 111 c.
Литература
1. Вахрушева, Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 414 с.
3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития [Текст] / Т. Д. Марцинковская – М.: Линка-пресс,1995. – 176 с.
4. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. – Спб.: Союз,1997. – 250 с.
5. Тихомирова, Л.Ф., Развитие логического мышления детей. [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: Академия развития,1998. – 240 с.
6. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смрнова. – М.: Школа-Пресс,1997. – 384 с.

2. Развитие самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста
План
1. Понятие самостоятельности мышления.
2. Диагностика самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Этапы формирования самостоятельности мышления у дошкольников.
4. Проведение игр для развития самостоятельности мышления у дошкольников.
Литература
1. Вахрушева, Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Зак, А. З. Как развивать авторское мышление у детей 5-6 лет [Текст] / А. З. Зак – М. : Фолиум, 1994. – 56 с. – ISBN 5-900536-19-Х.
3. Киреева, О. В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Киреева // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. - С. 62-65. – ISBN 5-8064-0655-5.
4. Куликова, Т. А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи [Текст] / Т. А. Куликова // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Тезисы конференции 8-10 апреля 1997 г. – СПб : РГПУ имени А.И. Герцена. – С. 47-49.
5. Куликова, Т. А. Проблемное обучение в детском саду: теоретические и технологические аспекты [Текст] / Т. А. Куликова // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов / Отв. редактор С.А. Колзлова. – М.: МГПУ, 2001. – С. 50-57.
6. Охулкова И.В. О значении самостоятельности мышления в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста //Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Тезисы конференции 8-10 апреля 1997г.-Спб,1997.-392с.-С.45-47.
7. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков – М.: Академия, 2000. – 232 с. – ISBN 5-7695-0608-3.
8. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. И. В. Охулкова – Н. Новгород: НГПУ, 2001. – 79 с.
http://northerhystory.wordpress.com/
3. Моделирование как метод умственного воспитания.
План
1. Сущность понятий «модель», «моделирование».
2. Технологии использования моделирования.
3. Проведение игр и упражнений на основании использования метода моделирования.
Литература
1. Вахрушева, Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. – 173 с.
2. Вербенец, А. М. Особенности использования детьми 4-5 лет модели в процессе освоения свойств и отношений предметов [Текст] / А. М. Вербенец // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть первая: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 359-363. – ISBN 5-8064-0655-5.
3. Горбов, С. Ф. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) [Текст] / С. Ф. Горбов, Е. В. Чудинова // Психологическая наука и образование. – 2000. - № 2. – С. 96-110.
4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 208 с. – ISBN 5-7695-0974-0.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2005. – 224 с. – ISBN 5-7695-2013-2.
6. Образовательная программа в детском саду по программе «Развитие» [Текст]: Методические пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. – М.: Новая школа, 1996. – 64 с. – ISBN 5-7301-0129-5.
7. Пепик, Л. А. Использование моделирования в коррекционной работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Автореф. дис…канд. пед наук [Текст] / Л. А. Пепик – М., 2000. – 19 с.
8. Программа «Развитие» (основные положения) [Текст] / Л. А. Венгер и др. - М. : Новая школа, 1994. – 64 с. – ISBN 5-7301-0032-9.
9. Репина, Г. А. Развитие творческого мышления дошкольников средствами математического моделирования [Текст] / Г. А. Репина // Региональные подходы к дошкольному образованию: теория и практика: Материалы Российской научно-практической конференции. – Шуя, 1999. – С.50-53.
10. Страунинг, А. М. Моделирование маленькими человечками [Текст] / А. М. Страунинг // Дошкольное воспитание. - № 3. – 1998. – C. 33-44. – ISSN 0012-561Х.
Раздел 3. Активные средства умственного воспитания
3.1. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей игры
Понятие развивающей игры. Особенности и принципы развивающих игр. Назначение развивающих игр. Игры, разработанные научно-производственным центром.
3.2. Влияние игры в шахматы на развитие мыслительных операций у детей
Возраст ознакомления с игрой в шахматы. Методики обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы: В.Г. Гришин, И.Г. Сухин, Н. Шиндор и др.). Этапы обучения игре в шахматы: знакомство с историей возникновения и развития игры в шахматы; знакомство с шахматной доской и фигурами; изучение ходов и взятия фигур. Тематика занятий.
3.3. Применение познавательных сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста
Понятие сказки, познавательной сказки. Особенности содержания познавательной сказки. Типы познавательных сказок. Условия эффективного использования математических сказок. Виды познавательных сказок по экологии: «рассказки», «почемучки», «катастрофы». Экономические сказки. Развитие представлений о временной последовательности посредством познавательной сказки.
3.4. Роль игр А.З. Зака в развитии мыслительных действий у дошкольников
Интеллектуальные игры А.З. Зака: «Одна клетка», «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Волк», «Петух». Особенности игр. Рекомендации по организации и проведению занятий с использованием игр. Порядок проведения игр. План построения занятий с использованием интеллектуальных игр А.З. Зака.
http://informoblog.wordpress.com/
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Средства обеспечения дисциплины:
− Конспекты занятий, игр, развлечений;
− Видеозаписи игр, занятий, развлечений;
− Комплекты наглядного дидактического материала.

Методические указания для студентов
Тематика практических, семинарских и лабораторных занятий и их учебно-методическое обеспечение
1. Генезис мышления в дошкольном возрасте
План
1. Понятие мышления.
2. Виды мышления в дошкольном возрасте.
3. Методы и средства развития мышления
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40