Диагностика и оценивание качеств личности обучаемых в ходе учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях

Воспитанность – одна из важнейших и наиболее сложных характеристик обучающегося, отражающая результат субъективного синтезирования общественно-значимых и личностных качеств, а также специфическую вероятность их проявления в индивидуальной и коллективной деятельности. Сегодня ведущим в образовательной среде становится личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, который позволяет определить потенциал возможностей каждого обучаемого. Учитывая, что цели обучения сегодня имеют два аспекта – предметный и личностный [5], можно сделать вывод, что диагностика сформированности личности в целом должна быть равноценной как в обучении, так и в личностном развитии.
В современных образовательных системах воспитание не отделяют от обучения, поскольку воспитание обучаемых является неотъемлемой, органичной составной частью учебно-воспитательного процесса. Так, на базе УНПО № 20 в период с 2002 года по 2004 год, проводилось исследование по диагностике сформированности качеств личности обучаемых на основе квалиметрического подхода. Цель диагностики –сформированности качеств личности обучаемых заключается в определении достижения определенного уровня того или иного качества непосредственно в ходе учебно-воспитательного процесса. Разработка средств для оценивания качеств личности обучаемого предусматривает технологический подход, основным условием которого является соблюдение определенного алгоритма действий, а также использование метода групповых экспертных оценок [10]. Алгоритм технологии состоит из следующих этапов: формирование экспертной группы, отбор и структурирование диагностируемого материала, проектирование и конструирование модели компетентности обучаемых, экспертиза измерителей для оцененивания сформированности качеств личности (СКЛ) обучаемых,проведение «пилотажной» диагностики по определению СКЛ обучаемых, корректировка и повторная экспертиза измерителей для оценивания СКЛ обучаемых, диагностика СКЛ обучаемых и обработка результатов эксперимента.
Целью диагностики в ходе эксперимента было определение уровня сформированности качеств личности по трем группам: индивидуально-психологические качества, профессионально-значимые качества, научно-мировоззренческие качества. Для исследования всех трех групп качеств личности использовался метод анкетирования [9]. Анкетирование проводилось как по трем группам качеств одновременно, так и по отдельно взятой группе качеств личности в зависимости от целей проведения анкетирования. Выбор рабочей группой модели компетентности обучаемого производится на основе ряда исследований в этой области. Метод «педагогического консилиума» обоснованный Ю. К. Бабанским [2], предполагает коллективное оценивание исследуемой проблемы или явления. Метод В. П. Беспалько [3] рассматривает общую структуру основных свойств личности. Метод В. П. Мизинцева, [7] определяет стандарт воспитательной деятельности для обучающихся, связанный с нравственным развитием личности. Метод Г. К. Селевко [8] рассматривает определенные составляющие структуры качеств личности.
Рабочей группой разрабатывается анкета по экспертизе качеств личности обучаемых, которая содержит: краткое вступление (пояснение задачи анкетирования), характеристику объекта диагностики, формулировку цели экспертизы, вопросы для определения ее содержательной, прогностической, латентной, технической и адаптационной валидности.
Валидность указывает, что именно данный инструмент может измерить и насколько качественно он это делает. Способы вычисления разных видов валидности описаны в работе Казаринова А. С., Култышевой А. Ю., Мирошниченко А. А. [6]. Чтобы в практике реализовать квалиметрическую технологию разработки измерителей для оценивания СКЛ обучаемых, необходимо показать, как организовано исследование. Применяя квалиметрическую технологию оценивания свойств и качеств личности обучаемых, провели анкетирование инженерно-педагогических работников (ИПР) и обучаемых. Разработанный экспертным методом проект анкеты, в который вошло 22 пункта, был представлен на рассмотрение педагогов и обучаемых с целью наиболее полного учета их мнений и пожеланий в адрес анкеты. К разработке анкеты измерителя СКЛ привлекалось 93 обучаемых и 25 инженерно-педагогических работников, что составило 5 выборок
- , где = 118 человек.
Ниже приводится перечень пунктов алгоритма обработки, выполняемых в ходе отбора показателей для анкеты типа «Определение сформированности качеств личности обучаемых»: сортировка анкет по группам и составление таблицы результатов анкетирования; проверка массива оценок на соответствие распределению Гаусса (нормальное распределение) и составление таблицы по полученным результатам; оценка согласованности выборок при определении коэффициента корреляции Спирмена; оценка согласованности выборок при вычислении коэффициента φ (аналога коэффициента корреляции Пирсона) [4]; определение валидности показателей анкеты с помощью коэффициента корреляции Пирсона; определение весовых коэффициентов показателей анкеты.
В результате выполнения всех рассмотренных пунктов алгоритма обработки и учитывая значение валидности отдельных показателей анкеты, а также вычисленные весовые коэффициенты, рабочая группа оставила в анкете 17 показателей, исключив из предыдущих 22 пунктов некоторые из них.
Использование квалиметрического подхода при разработке анкет оценки СКЛ с целью диагностики сформированности качеств личности, позволяет методом групповых экспертных оценок обобщить опыт педагогов, психологов, методистов, ученых.
Это во многом повышает валидность и надежность всех контрольно-измерительных средств и позволяет давать практические рекомендации непосредственным наставникам по ходу учебно-воспитательного процесса. Немногочисленность исследований по диагностике структуры личности обучаемых обуславливают необходимость дальнейшей разработки технологии для диагностики СКЛ и введение в научный оборот этого понятия. Использование данной технологии позволяет определять уровни сформированности качеств личности от низкого до высокого, позволяет проводить измерения по сформированности качеств как по одной отдельно взятой группе качеств личности, так и в целом по трем группам качеств, с целью определения соответствия развития личности учащегося стандарту воспитанности обучаемого.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40