Развитие самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями в условиях информационном пространстве.

В последние годы в образовании появилось новое направление – дистанционное обучение, которое стало возможно, благодаря новым информационным технологиям. В г. Москве появилась необычная школа – виртуальная. В этой школе многое особенное, необычное, но прежним остаётся необходимость создания условий, в которых у ребёнка формируется, проявляется и разворачивается его субъектная позиция.
Школа дистанционного обучения при центре «Технологии обучения» существует два года. Обучаются в ней дети с первого по одиннадцатый классы. Особенность школы в том, что все её учащиеся имеют различные ограничения физических возможностей. Это учащиеся, которым рекомендована надомная форма обучения. Исходя из этой особенности рабочее место каждого ребёнка устроено у него дома.
Поступая в нашу школу каждый ученик получает бесплатно во временное пользование комплект оборудования, в который входит портативный или стационарный компьютер, принтер, сканер, цифровой микроскоп, веб-камера. К каждому рабочему месту проведён высокоскоростной интернет, которым ребёнок также пользуется бесплатно.
Если в силу каких-либо физических особенностей или ограничений ученику для работы требуется специальное выносное устройство, оно также предоставляется школой. Это может быть ножная мышь, клавиатура для слабовидящих детей, линза для монитора и т.д.
Ученики нашей школы имеют самые различные заболевания. Большинство детей страдают ДЦП, многие имеют задержку речевого и психического развития. Среди заболеваний наших учеников встречаются детский ранний аутизм, онкологические заболевания, сахарный диабет, артриты различного характера, различные поражения мышц. Все ученики имеют ограниченные возможности передвижения и общения.
Наша школа – место, где ученики могут получать образование, находясь дома, в условиях частой госпитализации, общаться со сверстниками и взрослыми, «выходить» за пределы очень замкнутых домашнего и больничного миров.
Школа имеет свой сайт, на котором расположены разнообразные ресурсы, доступные ученикам и учителям для просмотра и работы.
Дети начальной школы посещают пять обязательных курсов: литературное чтение, математика, русский язык, технология, природоведение.
Есть курсы дополнительные, необязательные, те которые может выбрать для освоения ученик в соответствии со своими интересами: английский язык, русский язык от Татьяны Рик, Книга музыкальных открытий, художественная школа, Flash анимации.
Занятия курсов появляются на сайте согласно расписанию. Ребёнок может выполнять задания в этот же день, а может в любой другой, если в этот день занят лечебными процедурами или плохо себя чувствует. Время в течение дня для занятий ребёнок тоже выбирает сам, в соответствии со своей занятостью и самочувствием. Особенности дистанционного обучения таковы, что такое предоставление возможности определить удобный для себя график работы позволяет ребёнку учиться без длительных перерывов, что несомненно повышает качество образования, экономит физические ресурсы ученика, позволяет учителям создавать условия для развития самостоятельности и способности к учебному диалогу. Ведь для того, чтобы ученик сам определил удобный для себя график работы, ему нужно учесть ряд объективных и субъективных обстоятельств, найти оптимальное решение, принять на себя ответственность за выполнение этого решения, пронаблюдать за тем, насколько принятый им график удобен, скорректировать график при необходимости.
Планирование, проектирование своих действий в соответствии с целями и объективными и субъективными обстоятельствами предполагает развёрнутую субъектную позицию ученика. Особенность работы в условиях дистанционного обучения делает проблему организации учебного труда очень острой и актуальной, поэтому учителя ищут особые пути педагогического взамодейстия. Невозможно научить ребёнка организовывать своё рабочее время самому, если делать это вместо него. Невозможно найти удобный график работы для ученика, не зная состояния здоровья, особенностей характера, привычек этого ученика. Гораздо лучше, интереснее и полезнее с образовательной точки зрения обсуждая вместе, наблюдая, анализируя объективные и субъективные обстоятельства, определить график работы вместе с ребёнком. Такое учебное взаимодействие поможет ученику обнаружить проблемы, найти пути их решения, скорректировать найденные пути, приобрести опыт сотрудничества, опыт наблюдения за собой, опыт поиска решений проблем, а не ухода от них, присвоить и освоить опыт проектирования, планирования, позволит ученику самостоятельно принимать решения и брать ответственность за их исполнение.
В условиях дистанционного обучения перед учеником открывается достаточно широкий выбор форм взаимодействия с учителем. Ребёнок может выбрать полностью самостоятельное обучение, тогда учитель будет присылать ему письменные комментарии на его работы. Учитель и ученик могут договариваться об обсуждении каких-либо сложных вопросов по телефону или в чате.

В чате могут общаться не только учитель и ученик, но и ученики школы друг с другом. Таким образом, появляется возможность разомкнуть жизненное пространство ребёнка, наполнить его общением со сверстниками.
Если учитель, ученик и родители видят, что ребёнок не может работать один, то все занятия в полном объёме можно проводить в видеочате. К категории таких детей относятся первоклассники и только пришедшие в школу ученики.
Учитель, используя прямое общение, со временем строит взаимодействие с учеником так, чтобы доля самостоятельного участия ребёнка в процессе увеличивалась.
Очень интересно строится курс для младших школьников «Литературное чтение». За основу взята технология литературного развития младших школьников авторов Т.С.Троицкой и О.Е.Петуховой.
Курс литературы рассчитан на то, чтобы помочь нашим ученикам стать настоящими читателями. Программа строится на материале детского фольклора и литературы, Это как раз тот материал, который интересен для младших школьников и полезен с образовательной точки зрения.
Занятия в этом курсе ведутся по двум направлениям – уроки литературного образования и уроки читательской деятельности. На уроках литературного образования предметом внимания и исследования детей становятся малые по объёму литературные тексты. Это хорошо знакомые считалки, скороговорки, загадки, небылицы, стихи знакомых поэтов. Эти тексты предлагаются ребятам не для первого, а для нового знакомства, теперь начинающие школьники по-новому смотрят на знакомые произведения: они осваивают их жанровые законы, работают с художественной формой, сами сочиняют произведения в этих жанрах.
А на уроках читательской деятельности дети вместе со взрослыми (родителями и учителями) читают настоящие книги (не учебники, а именно книги, ведь в жизни дети читают книги). Учителями организуется медленное чтение классических детских книг. На этих уроках берут начало читательские биографии наших учеников — здесь формируются читательские вкусы и интересы.
В занятиях по литературе очень важное место отводится детскому материалу, детской инициативе. Ученики много сочиняют, берут уроки у профессиональных писателей и поэтов, подражают фольклорным жанрам. И эта самостоятельная работа, крайне продуктивная для их образования, особенно нравится нашим ученикам. На вопрос: «Чем тебе больше всего нравится заниматься на занятиях по литературе?» Дети отвечают: «Сочинять, придумывать.» Какой путь проделывают дети, сочиняя и придумывая? Самостоятельно определяют замысел, выстраивают сюжетную линию, подбирают речевые конструкции, позволяющие с точки зрения ребёнка точнее отразить замысел. По материалам детских произведений вместе с ребятами мы создаем целые виртуальные книжки. Эти книги содержат в себе материал детского литературного творчества. Каждый ребёнок может не только посмотреть на компьютере книгу, но и распечатать её.
Важно, что дети не только сочиняют, но и участвуют в выборе способа оформления книги, ее структуры, принимают участие в выборе названия отдельных глав и всей книжки. Создание книг повышает детскую самооценку, мотивирует ученье, а главное — приносит радость творческого труда.
Такой литературный труд позволяет ребёнку почувствовать себя среди сверстников, так как участие в проектной деятельности требует от участников умения решать общие проблемы, внимания к точке зрения другого человека, договариваться, совместно принимать решения. Ребёнок, лишённый в повседневной жизни общения с другими детьми, получает возможность общаться со сверстниками в нашей школе.
Для курса литературы очень важна идея культурной среды, которая воплощается и на занятиях и во время внеурочных мероприятий. Наши дети, ограниченные в возможности передвижения, посещения театров и музеев, особенно нуждаются в богатстве и разнообразии культурных импульсов и впечатлений. Для многих из них такие выходы практически единственные, кроме выходов в больницу, на лечение и процедуры. Надо сказать, что группа детей, способная посещать музеи, театры очень невелика, хотя состав её нельзя считать постоянным. Эту особенность мы тоже стараемся использовать как возможность создания условий для появления детской инициативы. Подробнее об этом рассказано ниже.
На занятиях, например, дети знакомятся с работой художников-иллюстраторов, затем сами, по представлению, рисуют героев литературных произведений. Так появляется галерея литературных образов, в которой есть работы профессиональных художников, но есть и работы наших ребят.
А после прочтения сказки «Доктор Айболит» К.И.Чуковского часть ребят побывала на спектакле по этому произведению в Театре Российской Армии. Для другой части детей, которые не смогли побывать в театре, детьми решено было сделать репортаж о спектакле. Взрослые помогли им в этом начинании – создали ресурс, который ребята насытили своими фотографиями. В открытом форуме ребята придумали делиться своими впечатлениями, рассказывать о спектакле тем, кто побывать в театре не смог. Дети по своей инициативе смогли создать ситуацию эмоциональной и культурной поддержки своим сверстникам.
Такая же потребность возникла у другой части детей, побывавшей в доме-музее К.И.Чуковского в Переделкино. В музее преподаватели рассказали о книге «Айболит в I-школе», над созданием и выпуском которой, работали очень многие ребята, в завершении экскурсии ребята подарили музею эту книгу, коллективный труд всех учеников. Это позволило ребятам испытать причастность к виртуальному коллективу учеников и взрослых и родилась инициатива детей рассказать о поездке тем, кто поехать не смог.
Курс литературы предполагает непременное и активное общение детей в процессе обучения. Это обмен впечатлениями по поводу прочитанного, обсуждение творческих работ, углубление читательских версий в ходе учебного диалога.
В ситуации i-школы учебное взаимодействие, диалог организуется с помощью возможностей форума: здесь дети видят ответы друг друга. Каждый новый участник форума знает мнения всех, побывавших в форуме до него, а потому может откликаться на эти мнения, учитывать их в собственных рассуждениях. В форумах нередко появляются детские рисунки и творческие работы. В форуме дети знакомятся друг с другом. Очень часто чьё-то мнение направляет работу остальных ребят. Хочу привести пример детской инициативы, которая прозвучала в детском форуме. На одном из занятий, посвящённых чтению двух произведений «Золотой Ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого и «Приключения Пиноккио» К.Коллоди в форуме был задан сложный вопрос, предполагающий умение планировать последовательность своих действий в ситуации, когда некоторые действия скрыты, и их нужно определить самому ученику (чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к схеме, которая находится в другом ресурсе).
Вопрос: «Чем заменил Толстой пропущенную часть сказки Коллоди? Поразмышляй над тем, для чего Толстому понадобилась такая замена.”
Первый же ответ в форуме был оставлен Машей Журбиной:
“А какая часть пропущена?”
Через пять минут последовала реакция другой ученицы Любы Королёвой:
«Маша, пропущенную часть можно прочитать в разделе «По следам ваших ответов: пятая глава «Буратино» и сказка Коллоди» , она там выделена красным цветом».
Ещё через небольшой промежуток времени появляется такое сообщение от Тани Жукаркиной:
«Мария! Я тебе помогу! Вот та самая таблица!» (Далее следует скопированная Таней таблица из другого, не видного из форума, ресурса.)
Ребята сами смоделировали ситуацию поддержки другому человеку, они оказались настолько сильными, что были готовы поделиться этой силой, подарить её тому, кому она оказалась нужна.
Случайность ли это? Думаю, нет. В течение долгого времени учителя поддерживали учеников, показывали им способы поддержки, не того, как сделать вместо, а того, как сделать вместе, или подсказывали путь, идя которым, можно справиться со сложным заданием самому. Читая так литературные произведения, открывая законы литературных жанров, дети учатся быть сильными, способными поддержать другого человека, испытывающими в этом потребность, умеющими желание помочь превратить в действие. Учителя в это время писали текст, призванный помочь ребёнку решить самому возникшую проблему. Радостно было увидеть, что мы опоздали, наши ученики оказались мобильнее, точнее нас!
А далее откликается сама Маша, у которой всё получилось:
«Спасибо большое, Танечка! Я тебе очень благодарна».
А вот сообщение оставленное девочкой, которая вошла в форум гораздо позже:
«Спасибо Тане за помощь с таблицей, она облегчила работу всем ребятам!»
Замечу, что среди участников этого диалога есть ребята, страдающие детским ранним аутизмом, ДЦП, лимфобластным лейкозом, мышечной дистрофией. И эта зарисовка с занятия ярко показывает то, что учебный диалог обогащает детей, его участников, каждый получает мощный импульс к развитию.
Давайте посмотрим ещё один фрагмент учебного диалога в форуме.
Это первое занятие, на котором мы начали все вместе читать книгу Э.Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена."
Перед тем, как начинать читать новую книгу, мы инициировали обсуждение выбора новой книги для совместного прочтения в форуме. На одного ребёнка, выбравшего именно это произведение, совпадение его и нашего выбора произвело очень большое впечатление, так как он ощутил себя полноправным участником процесса.
В самом начале этого форума мы сталкиваемся с примером детской инициативы: девочка сообщает всем ребятам о том, что можно посмотреть фильм "Тот самый Мюнхгаузен", на что реагируют другие ребята, В.Степанов так и пишет:
"А ещё я посмотрю сегодня фильм по телевизору."
"Я видел мультфильм про барона Мюнхаузена.
А сейчас пойду смотреть фильм по телевизору. Спасибо Саше Гайдамак." (Володя Петров)
Этот форум стал для ребят не опросом - читал или не читал - а примером того, как можно решить задачу, как прочитать книгу, которой у тебя нет. Заметьте, не учителя сообщили в начале форума о возможности пойти в библиотеку, магазин или к друзьям за этой книгой, а затем проверили наличие приобретенных книг, а сами ребята задали настрой того, что книгу необходимо прочесть и предложили варианты того, где её можно взять:
Первые сообщения типа "Я не читала эту книгу. Мне очень жалко но её в моей библиотеки нет!" сменились такими:
"Нет, я никогда не читал эту книгу.У меня ее нет дома. Я пойду в библиотеку, чтобы взять и прочитать её." (Садоян Роман)
"Я тоже не читал эту книгу, и у меня пока нет такой книги. Мы с мамой и бабушкой пойдём её покупать." (Кремков Игорь)
"Книжку о Мюнхаузене я не читал, но очень хотел бы почитать. Когда мы возьмём её в библиотеке, я обязательно отсканирую её обложку и пришлю в форум." (Иванов Николай)
"Нет, я не читала эту книгу. Но сегодня мне её должна передать моя учительница Ираида Константиновна." (Надя Аникина)
"Уважаемые учителя! Спасибо за совет прочитать эту книгу. Сегодня мы купили ее и я с удовольствием читаю. " (Маклаков Андрей)
Кстати, это второе сообщение Маклакова Андрея в форуме, что показывает интерес ребёнка к затронутой теме, что выразилось в самостоятельном решении заходить ещё и ещё раз, читать новые сообщения, которые в нём появляются.
Учителя лишь подвели итог, собрали вместе все способы поиска книги, предложенного детьми.
Форум – это и прекрасная возможность оставить иллюстрацию к своему ответу. В данном форуме дети продемонстрировали те обложки книг, которые у них есть, тем самым форум превратился в книжную выставку, показавшую ребятам многообразие изданий, работу художников-иллюстраторов:
"Мы с мамой читали отрывки из этой книги. Дома у нас издание с рисунками М.Майофиса." (Люба Королёва)
"Моя книга с рисунками М.Майофиса , пересказ К.Чуковского" (Фролов Даниил)
"Первый раз книгу о бароне Мюнхгаузене мне прочитала мама, а сам я читал её в пересказе К. И. Чуковского с иллюстрациями художницы Ольги Подивиловой." (Хорошилов Егор)
"Я читал и несколько раз перечитывал книгу о Бароне Мюнхаузене, она очень мне понравилась. Я посылаю иллюстрацию из этой книги, сделанные художниками М.Скобелевой и А.Елисеевой" (Дёмин Саша)
"Мне уже купили эту книгу. Я её прочитала. Очень интересная книга. Перевёл её К. Чуковский. Художник М. Саморезов. Автор
Э. Распэ. Я не могу переслать обложку, но попрошу Желябиных Кирилла и Антона это сделать. У них такая же книга как и у меня." (Исаева Вика)
Обратите внимание, появилось решение сложного технического вопроса, который девочка просит помочь решить ей других ребят.
А ведь многие ребята познакомились вот так, общаясь в форумах занятий, живя в разных концах огромного города и имея огромные сложности в передвижении. Значит совместная работа в коллективе сверстников возможна и для таких ребят, почти не выходящих из дома!
"Вчера мама купила мне книжку! Я очень рад и уже начал её читать. Мне нравится. А вот её обложка." (Володя Степанов)
А вот учитель откликнулся на факт книжной выставки:
"Ребята! Я с интересом рассмотрела обложки книг, которые вы прислали в форум. В моей домашней библиотеке две книги "Барон Мюнхаузен". Одна из них с иллюстрациями М.Майофиса (такое же издание, как у Любы Королевой). А другую книгу иллюстрировал Борис Митин. Обложку этой книги я и отправляю в форум. Посмотрите, сколько существует разных изданий одного произведения!"
Книжная выставка явилась необходимым культурным фоном, сопровождающим чтение каждой книги. Интересной и разнообразной она стала благодаря активной позиции ребят, которые собирают её, а затем с удовольствием по собственному желанию посещают. Самостоятельная активность одних заражает других. Взрослые создают условия для этого, вовремя замечая, подхватывая и разворачивая каждую детскую инициативу, считая её главной ценностью в учебном процессе. Содержание занятий таково, что побуждает детей активно действовать, наблюдать, исследовать, создавать.
Форум – это место, где ребята могут заявить о том, что они видят какую-либо проблему, противоречие, этот факт может послужить материалом для размышлений для других ребят-участников форума, возможностью для учителей затронуть важные учебные моменты.
Вот, например, сообщение в форуме Галкина Артемия:
"Я читал книгу "Приключения Мюнхгаузена". В ней много интересных рассказов.
Только герой не Мюнхаузен. Но я думаю, что это об одном человеке. Мне эта книга понравилась."
А вот реакция учителя на это сообщение, которое интересно и не должно пройти незамеченным:
"Ребята! Обратите внимание на сообщение Артемия. Он заметил интересную вещь, что существует два варианта имени героя: Мюнхаузен и Мюнхгаузен. На самом деле, конечно, это один и тот же литературный герой, участник всех необыкновенных историй, изложенных в этой книге. Из материала урока вы узнали, что барон Мюнхаузен - это реальный человек, который жил в Германии в XVIII веке. На немецком языке фамилия его звучала Munchhausen, в русском языке нет полного соответствия этим звукам, поэтому одни переводчики называли барона Мюнхаузеном, а другие - Мюнхгаузеном."
Форум - прекрасная возможность для использования ресурсов Интернета и обнаружению для детей их как источника для получения необходимой информации.
Например, в форуме этого же занятия "Видел ли ты фильмы, спектакли, мюзиклы о бароне Мюнхаузене", в котором дети рассказывают о том, с какими воплощениями одного литературного произведения, одного литературного текста, они сталкивались, затрагивается тема многообразия форм, в которые выливается одна и та же тема. Ребята знакомятся с разными видами искусства. Современное направление - интернет ресурсы - поход в виртуальный музей.
Возможности, которые открывают перед ребятами с ограниченными возможностями, новые технологии в образовании, особые способы педагогического взаимодействия, делают привлекательным и перспективным дистанционную форму обучения и исследования в этой области.
Условиями для развития самостоятельности детей в условиях дистанционного обучения можно считать:
1) дистанционность обучения, требующую от ребёнка значительно большего проявления самостоятельности;
2) характер педагогического взаимодействия;
3) содержание учебных предметов;
4) создание условий для возможности делового общения детей и взрослых между собой (форумы, проектная деятельность);
5) создание условий для появления и разворачивания детской инициативы, как самого ценного в учебном процессе.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40