Выпускная квалификационная работа

Методические рекомендации для студентов специальности

080801.65 Прикладная информатика (в экономике)

Методические рекомендации составлены в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденным заместителем Министра образования РФ В. Д. Шадриковым 14.03.2000 г., номер государственной регистрации № 52 мжд/сп.

Оглавление

1. Общие положения 4

1.1. Нормативная база 4

1.2. Цель и задачи выпускной квалификационной работы 5

1.3. Этапы и сроки подготовки выпускной квалификационной работы 5

1.4. Руководство выпускной квалификационной работой 7

1.5. Ответственность студента 7

2. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы 8

2.1. Выбор темы ВКР 8

2.2. Виды ВКР 9

2.3. Формулировка темы ВКР 9

2.4. Утверждение темы ВКР 10

3. Структура и содержание выпускной квалификационной работы 10

4. Оформление выпускной квалификационной работы 14

5. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы 20

5.1. Предварительная защита выпускной квалификационной работы 20

5.2. Рецензирование выпускной квалификационной работы 20

5.3. Отзыв научного руководителя 21

5.4. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы 21

5.4. Защита выпускной квалификационной работы 22

Приложение 1. Оформление титульного листа ВКР 24

Приложение 2. Оформление библиографического списка 25

Список использованных источников 28

1. Общие положения

Методические рекомендации имеют целью оказать методическую помощь выпускникам всех форм обучения по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) в подготовке, написании и защите ВКР, могут быть полезны также преподавателям, осуществляющим руководство ВКР, и руководителям преддипломной практики студентов.

1.1. Нормативная база

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом № 1155 Министерства образования РФ от 25.03.2003 г. итоговая государственная аттестация выпускников высших учебных заведений включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) по специальности и государственный экзамен.

Выпускная квалификационная работа выполняется в обязательном порядке, в установленные сроки, проходит рецензирование и защищается в Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Комиссия дает комплексную оценку уровня подготовки выпускника и соответствия этого уровня требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности. Комиссия также решает вопрос о присвоении квалификации информатика-экономиста и выдаче выпускнику диплома о высшем образовании по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике).

Выписка из ГОС ВПО по специальности 080801.65 Прикладная информатика (по областям), утвержденного заместителем Министра образования РФ В.Д. Шадриковым 14.03.2000 г. рег. номер 52 мжд/сп:

«7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе

информатика (с квалификацией в области)

Выпускная квалификационная работа информатика (с квалификацией по областям) представляет собой законченную разработку (дипломный проект) в профессиональной области, в которой:

сформулирована актуальность и место решаемой задачи информационного обеспечения в предметной области;

анализируется литература и информация, полученная с помощью глобальных сетей по функционированию подобных систем в данной области или в смежных предметных областях;

определяются и конкретно описываются выбранные выпускником объемы, методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами выходных документов, используемых при реализации поставленной задачи информационного обеспечения на модельном примере (но на реальной вычислительной технике, работающей в составе профессионально-ориентированной информационной системы);

анализируются предлагаемые пути, способы, а также оценивается экономическая, техническая и (или) социальная эффективность их внедрения в реальную информационную среду в области применения.»

1.2. Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Подготовка и защита ВКР является завершающим этапом в подготовке специалистов и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности; приобретение опыта применения этих знаний при решении конкретных научных, информационных, производственных и экономических задач.

В процессе выполнения ВКР решаются следующие задачи, профессионально значимые для специалиста :

углубление, расширение и систематизация знаний по избранной проблеме;

овладение элементами методики научного исследования: выделение и постановка проблемы, анализ базовых понятий, теоретическое обоснование избранной темы, планирование и проведение эксперимента на модельном примере (но на реальной вычислительной технике, работающей в составе профессионально-ориентированной информационной системы), правильная интерпретация полученных данных;

формирование интереса к научно-исследовательскому поиску;

развитие и совершенствование самообразовательных потребностей и умений;

выработка самостоятельной позиции, умений ее отстаивать и защищать;

диагностика уровня профессиональной зрелости выпускника и его готовности к практической деятельности.

1.3. Этапы и сроки подготовки выпускной квалификационной работы

В соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса студентам специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) на подготовку выпускной квалификационной работы в последний год обучения отводится:

для студентов очной формы обучения полного срока обучения – 14 недель (10 семестр: апрель – июль);

для студентов очной формы обучения ускоренного срока обучения (3 г. 8 мес.) – 12 недель (5 недель в 9 семестре: декабрь, 7 недель в 10 семестре: январь – февраль);

для студентов заочной формы обучения – 14 недель (11 семестр: сентябрь – декабрь).

Подготовке ВКР предшествует преддипломная практика. Результаты, полученные при выполнении курсовых работ и в процессе прохождения практики (как производственной, так и преддипломной), могут быть включены в ВКР и развиты в ней.

Подготовка выпускной квалификационной работы состоит из нескольких этапов, содержание и рекомендуемые сроки которых отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Этапы подготовки ВКР

№ этапа Содержание этапа Сроки этапа

по формам и срокам обучения

очная заочная

полный срок обучения ускор. срок обучения (3 г. 8 мес.)

1. Предоставление кафедрами списка тем ВКР. Выбор темы ВКР. Утверждение темы ВКР и научного руководителя. сентябрь сентябрь февраль

2. Получение задания ВКР. Составление индивидуального календарного плана работы. начало октября начало октября начало марта

3. Подбор литературы, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме ВКР. октябрь-декабрь сентябрь-октябрь март-апрель

4. Сбор фактического материала на предприятиях (в организациях, учреждениях). январь-февраль октябрь май-июнь

5. Обработка, анализ и применение полученной информации для решения конкретной задачи по совершенствованию информационной деятельности предприятия (организации, учреждения) или подразделения с использованием современных программных средств и методов. февраль-март октябрь-ноябрь июнь-июль

6. Анализ полученных результатов, оценка экономической, технической и (или) социальной эффективности их внедрения. апрель-май декабрь-январь сентябрь-октябрь

7. Предварительная защита ВКР. конец мая конец января начало ноября

8. Формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы. май-июнь январь-февраль октябрь-ноябрь

9. Оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями. май-июнь январь-февраль ноябрь

10. Рецензирование ВКР. июнь февраль ноябрь

11. Подготовка доклада и презентации для защиты ВКР. июль февраль декабрь

12. Защита выпускной квалификационной работы. июль март декабрь

1.4. Руководство выпускной квалификационной работой

Выпускающая кафедра (кафедра прикладной информатики) обязана:

организовать ознакомление студентов, руководителей и рецензентов с требованиями к содержанию, оформлению и защите ВКР;

организовать предоставление студентам списка тем ВКР;

на заседании кафедры утвердить темы и научных руководителей ВКР;

осуществлять промежуточный контроль намеченного графика выполнения ВКР на заседаниях кафедры и доводить до сведения студентов и руководителей его результаты;

организовать проведение предварительной защиты ВКР;

организовать защиту ВКР на заседании ГЭК согласно графику, утвержденному деканом факультета информатики.

Научными руководителями ВКР могут быть преподаватели следующих кафедр факультета информатики ВятГГУ: прикладной информатики, информатики и методики обучения информатике, прикладной математики.

В процессе руководства ВКР научный руководитель:

предоставляет список тем ВКР;

консультирует студента в выборе темы ВКР, согласует тему со студентом и, по возможности, с руководителем преддипломной практики от организации;

составляет и выдает студенту задание на ВКР;

оказывает студенту помощь в разработке индивидуального календарного плана выполнения ВКР, структуры и объема разделов;

дает студенту рекомендации по подбору литературы;

проводит консультации, контролирует ход выполнения работы, указывая студенту на недостатки, и рекомендует, как их лучше устранить;

дает оценку уровня готовности студента к предварительной защите ВКР.

Следует отметить, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР, и выпускник не должен рассчитывать на то, что руководитель исправит все имеющиеся в ВКР теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

К рекомендациям и замечаниям научного руководителя студент может относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления ВКР целиком и полностью лежат на ответственности студента.

1.5. Ответственность студента

Студент является единоличным автором выпускной квалификационной работы и несет полную ответственность:

за самостоятельность выполнения ВКР;

достоверность представленных данных и результатов;

достоверность ссылок на информационные источники (литературу и Интернет-ресурсы).

Студент обязан:

в период преддипломной практики собрать исходные материалы для ВКР, сдать отчет и зачет по преддипломной практике в установленные сроки;

совместно с руководителем составить индивидуальный календарный план работы и график индивидуальных консультаций с руководителем;

выполнять ВКР в соответствии с заданием и индивидуальным календарным планом работы, посещать консультации и информировать руководителя о ходе выполнения ВКР;

оформить ВКР в соответствии с методическими рекомендациями;

передать ВКР рецензенту не позднее, чем за две недели до защиты;

передать ВКР руководителю для отзыва не позднее, чем за неделю до защиты;

не позднее, чем за 3 дня до защиты в ГЭК сдать в деканат факультета информатики ВКР в скрепленном виде со следующими подписями: своей (студента – автора работы), руководителя, заведующего выпускающей кафедрой; к ВКР приложить рецензию и отзыв научного руководителя;

подготовить доклад и презентацию (также в случае необходимости и другие материалы) для защиты ВКР.

Студент имеет право:

запрашивать у выпускающей кафедры предоставления своевременной информации о тематике ВКР, предполагаемых руководителях;

просить руководство факультета о переносе сроков защиты ВКР в связи с невыполнением графика выполнения ВКР по уважительным причинам;

представлять ВКР на предварительную защиту, даже если не получен допуск научного руководителя;

самостоятельно определять содержание разделов ВКР, доклада, презентации и другого демонстрационного материала для защиты ВКР;

высказывать на заседании ГЭК по защите ВКР мнение, отличное от мнения руководителя и рецензента.

2. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

2.1. Выбор темы ВКР

Студентам предоставляется право выбора темы ВКР. Выбор темы ВКР осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы. Тема ВКР должна быть актуальной и иметь научно-практическую направленность.

Темы выполняемых студентами ВКР могут быть самыми разнообразными, направленными на решение конкретных прикладных и общетеоретических задач, как правило, производственно-экономического назначения. Темы предлагаются преподавателями кафедр, указанных в п. 1.4 в установленные сроки (см. табл. 1).

Однако тема для разработки может быть предложена и самим студентом, если она соответствует специальности. Также темой может стать задание на актуальную разработку информационной системы (подсистемы) для целей предприятия-заказчика или другого пользователя. При выполнении такого рода работы студент обязан не просто слепо следовать требованиям заказчика, а, конструктивно подойдя к их выполнению, проявить свои знания и способности для улучшения предложенных представлений и предлагаемых решений.

2.2. Виды ВКР

ВКР условно можно разделить на следующие виды .

1. ВКР практического характера подразумевают разработку или всестороннюю адаптацию программного продукта, с его последующим использованием в деятельности какой-либо организации (предприятия, учреждения). Упор делается на основательную предварительную проработку предметной области, составления её модели, тщательное документирование этапов разработки.

2. Теоретико-экспериментальные работы предполагают достаточно глубокий, самостоятельный анализ и оценку состояния изучаемой проблемы в современной науке и возможную на уровне ВКР опытно-экспериментальную проверку выдвинутых идей. При этом студент иногда проверяет не только уже известные положения, но и некоторые собственные идеи и предположения в данном вопросе, хотя их абсолютная научная ценность может быть незначительна.

3. Реферативные исследования предполагают анализ научного эксперимента или опыта работы, описанных в специальной литературе. Основным источником информации являются произведения авторов по выбранной проблеме. С одной стороны, такие работы полезны и интересны. С другой – возникает опасность, что они будут носить компилятивный характер и представлять собой не столько исследование, сколько реферат. Содержание такой работы должно отражать самостоятельность в оценках и суждениях, умение провести компетентный анализ идеи или опыта, аргументацию автора ВКР, его четкую позицию. Ценно, если студент пытается отдельные положения проверить на собственном опыте работы.

4. Опытно-экспериментальные работы предполагают проведение вычислительного (компьютерного) эксперимента по проверке некоторой гипотезы в организации (предприятии, учреждении). При этом обязательным является теоретический анализ вопросов, связанных с исследуемой проблемой.

2.3. Формулировка темы ВКР

Формулировка темы ВКР должна быть краткой, но без сокращений, емкой, отражающей содержание и смысл исследования.

Тема ВКР должна быть абсолютно одинаковой во всех документах, а именно:

в заявлении студента об утверждении темы;

приказе об утверждении темы и научного руководителя ВКР;

титульном листе ВКР;

отзыве руководителя;

рецензии;

презентационных материалах.

2.4. Утверждение темы ВКР

Студент не позднее указанного срока (см. табл. 1) обязан предоставить на выпускающую кафедру заявление на утверждение темы и научного руководителя ВКР.

Выпускающая кафедра и руководство факультета в течение одной недели с момента подачи заявления студента на утверждение темы ВКР принимает решение об утверждении или не утверждении темы и научного руководителя ВКР.

Окончательное утверждение тем ВКР и научных руководителей после согласования с заведующим кафедрой производится приказом ректора.

3. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

В данном разделе описаны только рекомендации по структуре и содержанию ВКР, требования к оформлению приведены в следующем разделе.

ВКР должна содержать следующие элементы:

титульный лист,

оглавление,

введение,

основная часть, которая состоит из двух или трех глав (разделов) с выделением в каждой параграфов (подразделов),

заключение,

список использованных источников (включая ссылки на литературу, Интернет-ресурсы и другие источники),

приложение(я).

Общий объем ВКР (без приложений), как правило, составляет не более 50-60 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате MS Word. Объем приложений не ограничивается.

Титульный лист содержит информацию о вузе и вышестоящей организации, факультете, кафедре, наименование работы, фамилии, имена и отчества студента и научного руководителя.

Оглавление ВКР включает наименование глав, параграфов и пунктов с указанием номера начальной страницы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема, формулируется цель и задачи ВКР. Также нужно указать объект и предмет исследования, информационной базе, охарактеризовать исходную статистическую информацию. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала, в чем выразилось личное участие автора.

Примерный объем введения 5-8% от общего объема работы (3-4 страницы).

Основные элементы введения формулируются исходя из следующих понятий .

Актуальность исследования – это степень его важности в настоящее время для решения стоящей перед исследователем проблемы. Актуальность обуславливается:

наличием противоречий,

неизученностью темы;

возможностью решения практической задачи.

Противоречия имеют место, если в результате анализа проблемы оказывается, что:

новая практика эффективнее прежней;

новая практика не соответствует старой теории;

новая система взглядов противоречит старой теории.

Проблема – это сложная ситуация, требующая разрешения. Формулировка проблемы исследования помогает студенту научиться вычленять вопрос, на который он хочет получить ответ. При конкретно сформулированной проблеме исследователь яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет тему, цель и задачи работы.

Цель исследования – это описание сути решения обозначенной в ВКР проблемы.

Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Обычно выделяют 3-4 задачи следующих направлений – анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки, апробации и т.д. Задача может являться предметом отдельной главы или параграфа исследования.

Сложной процедурой является выявление объекта и предмета исследования. Объект исследования – это сфера поиска. Такими объектами могут быть системы, явления или процессы. Предмет исследования: ограниченный аспект поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Нет необходимости в самом начале работы над ВКР добиваться точных формулировок проблемы, цели, задач исследования. Но понять, на какой вопрос надо получить ответ, с каких позиций его решать, определить общую стратегию работы, отобрать и отработать методы исследования необходимо в самом начале.

Методы исследования – это способы и приемы познания объективных закономерностей исследуемых процессов. Методика научного исследования – это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции научного исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Существуют разные группы общенаучных методов:

общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстракция и конкретизация, классификация);

математические (ранжирование, шкалирование, корреляция и др.);

социологические (анкетирование, интервьюирование, рейтинг и др.);

и др.

Методы, используемые в подготовке ВКР, можно указать во введении или в основной части.

Основная часть ВКР разбивается на главы и параграфы (разделы и подразделы), количество которых определяется темой и видом работы. Возможно разбиение на более мелкие структурные единицы. Каждая глава (раздел) ВКР заканчивается выводами.

Рекомендуемая структура основной части ВКР включает три главы.

В первой главе раскрываются теоретико-методологические основы решения выявленной проблемы (выбранной темы). С этой целью проводится обзор научной литературы, рассматриваются существующие современные методы решения задач, определенных темой ВКР. Здесь можно дать также историю вопроса.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.

Хорошо, если описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений будут проиллюстрированы обзорными и / или сравнительными таблицами, выполненными самостоятельно. Наряду с таблицами можно привести графики, которые наглядно отображают наиболее существенное и тем самым облегчают восприятие материала.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Во второй главе приводится краткая характеристика объекта исследования (организации, ее отдела и т.п.) в динамике, раскрываются особенности его функционирования. К числу их, как правило, относятся: специфика производства (или другой сферы деятельности), выпускаемая продукция, рынок, организационная структура управления, система внешних и внутренних организационных, экономических и информационных связей, стратегическая позиция предприятия. Дается общая оценка достижений и имеющихся проблем в организации.

В этой главе общая постановка задачи, как правило, конкретизируется для конкретного предприятия или производства.

Например, если ВКР посвящена управлению запасами на предприятии, то в первой главе можно представить обзор существующих методов управления запасами, описать существующие программные средства и информационные системы, оптимизирующие управление запасами. Во второй же главе в этом случае следует описать данную проблему для того предприятия, на базе которого собирался материал работы, т.е. охарактеризовать само предприятие, затем – виды сырья, количественные характеристики его объема, порядок и способы закупки и хранения, экономические характеристики данных процессов.

Третья глава посвящена практическому решению поставленной проблемы. В ней описываются основные этапы решения практической задачи, обосновывается выбор средств для ее решения, излагаются и анализируются полученные результаты, дается прогнозная оценка экономической, технической и (или) социальной эффективности предлагаемого варианта решения проблемы.

Следует обратить внимание на то, что описание конкретного проекта, реализуемого на предприятии, будь то решение задачи повышения эффективности какой-либо сферы деятельности, внедрение информационной системы и др. составляет лишь основу работы, но совершенно не идентично работе в целом. В ВКР студент должен продемонстрировать понимание места решаемой конкретной практической задачи в кругу иных задач предприятия, понимание возможных подходов и методов решения.

Для ВКР по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) необходима и важна экономическая составляющая в ВКР. При разработке, модификации или адаптации существующих программных средств следует остановиться на экономической сущности проблем, на решение которых направлено программное обеспечение, на экономическом эффекте от внедрения.

Объем второй и третьей глав вместе, как правило, составляет 50-60% общего объема ВКР.

Для студентов специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) типична ситуация, когда ВКР посвящена использованию (внедрению, адаптации, модификации и др.) конкретной информационной системы предприятия. В этом случае первая глава работы может содержать обзор существующих информационных систем аналогичного назначения, описание их возможностей, преимуществ и недостатков. Во второй главе характеризуется сама организация и проблемы, которые внедрение или модификация такой системы должно решить в ней. В третьей главе описываются этапы внедрения (модификации или др.) системы, проблемы, связанные с этим процессом, их решение. Приводится оценка экономического эффекта от внедрения (модификации или др.).

Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в ВКР, данные о практической эффективности (прогнозируемой или реальной) предложенного решения проблемы. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы.

Список использованных источников включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с рекомендациями по библиографическому описанию документов (см. раздел 4).

Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20-30 источников. Следует отметить, что не все приводимые литературные источники могут использоваться автором непосредственно для обоснования тех или иных выводов и результатов. Полезно привести работы с описаниями проблем и методов, близких к исследуемым в ВКР, а также работы, содержащие ранее полученные результаты по тематике исследования.

Ссылки на источники в тексте ВКР обязательны.

Приложения помещают после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа.

В приложения следует внести:

все программные коды, разработанные студентом;

расчеты, выполненные с применением вычислительной техники;

промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

иллюстрации вспомогательного характера;

таблицы дополнительных цифровых данных или таблицы большого формата;

описание программ, которые использовались при проведении экспериментов и расчетов;

описания аппаратуры и приборов и т.п.

4. Оформление выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 (210x297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3 (297х420 мм).

Шрифт основного текста – Times New Roman, размер шрифта – 14 пт.

Выравнивание текста – по ширине, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, переносы не допускаются. Размеры полей: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее и нижнее – 20 мм.

Объем выпускной работы, как правило, составляет 50–60 страниц печатного текста. Её структура, как было сказано в п. 3, имеет следующий вид:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основной текст работы;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Оформление титульного листа

Работа должна начинаться с титульного листа, на котором указывается название учебного заведения, название работы, фамилия, имя и отчество студента, выполнившего работу, год выполнения работы. На титульном листе должны быть подписи студента, научного руководителя, заведующего выпускающей кафедрой, декана факультета.

Пример оформления титульного листа ВКР приведен в Приложении 1.

Оформление оглавления

Оглавление помещается на отдельном листе в начале работы после титульного листа до введения. Оно должно включать все заголовки, имеющиеся в выпускной работе, в том числе: «введение», «заключение», «список использованных источников», «приложение». В оглавлении дается точное название всех разделов, подразделов и пунктов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов).

Оформление основной части работы

Основная часть работы делится на главы (разделы) и параграфы (подразделы). Главы нумеруются арабскими или римскими цифрами в пределах всей работы. Каждая глава начинается с нового листа.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – непосредственно номер самого параграфа. Например, 1.3 обозначает третий параграф первой главы. Параграфы имеют свои названия. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим.

Иногда возникает необходимость деления параграфа на смысловые части, эти части нумеруются следующим образом: 2.3.1 – это первая часть третьего параграфа второй главы. При делении параграфа на пункты необходимо, следить за тем, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Заголовки глав, параграфов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы. Шрифт заголовков, как правило, на 2 пт больше, чем в основном тексте, т. е. – 16 пт, начертание – полужирный, для заголовков рекомендуется использовать шрифт, отличный от основного текста, например, Arial. Подчёркивать заголовки нельзя. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Точку в конце заголовка не ставят.

Между заголовками разных уровней (например, от заголовка до текста) межстрочный интервал должен быть в 1,5 раза больше интервала в основном тексте.

Изложение текста выпускной квалификационной работы

Сокращение слов в тексте не допускается. Исключение составляют сокращения, общепринятые в русском языке, установленные в ГОСТ 7.12-77, а также сокращения слов на иностранных языках, установленные в ГОСТ 7.11-78.

В тексте выпускной работы разрешается употреблять аббревиатуры. Аббревиатуры целесообразно вводить в тех случаях, если они используются многократно. Применять аббревиатуры можно только после разъяснения их значений. Разъяснение аббревиатуры достаточно дать один раз, при первом ее употреблении, причем сначала записывается полная расшифровка аббревиатуры, а затем в круглых скобках записывается аббревиатура.

Названия фирм, программных продуктов, фамилии, и прочие собственные имена в тексте работы приводятся языком оригинала.

Нумерация страниц

Все листы ВКР нумеруются арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа и заканчивается последним (заключительным) листом. На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах номера проставляют внизу страницы без точки с выравниванием по центру. Иллюстрации (рисунки, схемы, диаграммы) и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации

Иллюстрации (рисунки, чертежи, схемы, графики, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. При необходимости иллюстрации могут быть вынесены в приложение.

Иллюстрации независимо от их характера нумеруются арабскими цифрами либо сквозной нумерацией в пределах всего текста, например «Рис.3. Название рисунка», либо в пределах раздела. В случае нумерации в пределах раздела, номер состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, «Рис.2.1.Название рисунка». Наименование иллюстрации располагается посередине строки. Например,

Если в ВКР приведена только одна иллюстрация, то ее не нумеруют, а сразу указывают название иллюстрации.

Диаграммы, графики, схемы могут выполняться на основе данных, вошедших в таблицы. В этом случае иллюстративный материал должен в работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их. Учитывая это, важно тщательно продумать, что следует давать в виде диаграмм или графиков, а что в виде таблиц.

Таблицы

Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь краткие названия, отражающие их содержание, а также порядковую нумерацию (в пределах всего текста или в пределах раздела). Номер таблицы следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы, а название таблицы помещается над таблицей слева.

Например, в случае сквозной нумерации во всем тексте:

Таблица 3

Название таблицы

в случае нумерации в переделах раздела:

Таблица 2.1

Название таблицы

Если в ВКР только одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут, а просто указывают ее название.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. В тексте, где это уместно по содержанию, делаются ссылки на таблицу.

Если в работе приводится таблица, заимствованная или рассчитанная по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать, в тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц.

Если таблица большая и для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а таблицу помещают на следующей странице. Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят. На всех последующих страницах название таблицы заново не указывается, а слева над таблицей пишутся слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Заголовки граф таблицы следует начинать с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, следует писать с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Таблицы ограничиваются внешними границами. Диагональное деление ячеек таблицы не допускается.

В таблице разрешается применять размер шрифта меньший, чем в основном тексте.

Формулы

Формулы расчетов в тексте следует выделять отдельной строкой (до и после формулы следует оставлять не менее одной пустой строки). Под формулой следует приводить подробное пояснение каждого символа и числового коэффициента непосредственно в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Нумерация формул производится арабскими цифрами, которые записывают в круглых скобках справа от формулы без отступа от правого края контура текста страницы. Нумерация формул допускается как в пределах всей работы, например (3), так и в пределах раздела. В последнем случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Например,

(1)

t – коэффициент доверия, σ – среднее квадратичное отклонение,

– предельная ошибка выборки.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Например, формула (В. 1) – это первая формула в Приложении В.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках.

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

Последовательность расчетов

Любой расчет должен начинаться с указания объекта (рассчитываемого элемента), критерия расчета и обязательно содержать расчетную схему, ее обоснование и исходные числовые данные.

Специальные (не общеизвестные) формулы следует выводить, а если они взяты из технической литературы, то в тексте необходимо указать источник, номер страницы, на которой в источнике приведена формула, и саму формулу. После этого формулу записывают с числовыми значениями величин, промежуточные выкладки не приводят, а результат указывают с единицами измерения.

Ссылки на использованные источники

При изложении работы надо строго отделять свои мысли от чужих или заимствованных. Цитаты, вставленные в текст работы из библиографических источников, следует заключать в кавычки. При этом надо делать ссылки на использованную литературу и другие источники по мере их появления в тексте работы. Ссылки делаются сразу же после окончания цитаты или изложения чужой мысли, особенно следует обратить внимание на определения, графики, схемы, таблицы и т.п.

Ссылки допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковый номер по списку использованных источников, выделенный квадратными скобками.

Подстрочные ссылки на первоисточник делаются под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли. При подстрочной ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница.

Ссылка на порядковый номер списка использованных источников делается сразу после окончания цитаты или изложения заимствованной мысли в тексте в квадратных скобках с указанием номера источника из библиографического списка, например, [6]. При ссылке одновременно на несколько источников номера их разделяются запятой внутри одних квадратных скобок, например, [5, 12].

Оформление списка использованных источников

После заключения, начиная с нового листа, необходимо поместить список использованных источников. Источники в библиографическом описании следует располагать по алфавиту.

При библиографическом описании книги указывают следующие сведения:

фамилии и инициалы авторов книги;

полное и точное название книги;

общее обозначение материала;

сведения о повторности издания;

название города, где книга издана;

название издательства;

год издания;

количество страниц в книге.

При библиографическом описании статьи указывают следующие сведения:

фамилию и инициалы автора статьи;

полное и точное название статьи;

общее обозначение материала;

идентифицирующий документ (документ, содержащий статью);

дата выпуска идентифицирующего документа;

местоположение статьи в документе.

При библиографическом описании электронного ресурса указывают следующие сведения:

фамилию и инициалы автора ресурса (если имеется);

заглавие ресурса;

общее обозначение материала;

сведения о переиздании;

название города;

год издания;

режим доступа.

Список оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003, ГОСТом 7.80-2000, ГОСТом 7.82-2001 и ГОСТом 7.12-93. Примеры наиболее часто встречающихся случаев библиографических описаний документов приведены в Приложении 2.

Приложение(я)

Каждое приложение следует начинать с нового листа, на котором пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской или римской цифрой (без знака №) или заглавной буквой латинского алфавита, а также указывается характер приложения. Объем приложений не ограничивается.

Если в работе есть приложения, то на них обязательно дают ссылку в основном тексте. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте выпускной работы.

Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в оглавлении выпускной работы.

5. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы

5.1. Предварительная защита выпускной квалификационной работы

С целью более качественной подготовки студента к защите ВКР факультет и выпускающая кафедра организуют предзащиту ВКР.

Комиссия по предварительным защитам ВКР назначается распоряжением декана факультета информатики. Комиссия заслушивает доклад студента по результатам работы над ВКР, задает вопросы по теме работы, оценивает соответствие материала предъявляемым к ВКР требованиям, дает рекомендации по структуре и содержанию ВКР, содержанию доклада, формулирует подлежащие устранению замечания.

Комиссия выносит решение: допустить к защите на ГЭК, допустить после устранения замечаний или перенести защиту.

Комиссия имеет право ставить вопрос о недопуске студента к защите ВКР.

5.2. Рецензирование выпускной квалификационной работы

Рецензирование ВКР проводится с целью получения дополнительной объективной оценки труда студента специалистами в соответствующей области.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты государственных органов, предприятий, организаций и учреждений всех сфер деятельности, науки, а также преподаватели ВятГГУ или других вузов по профилю ВКР.

Студент, не позднее, чем за две недели до защиты, обязан обратиться к назначенному рецензенту и предоставить ему ВКР.

Рецензент в течение недели с момента предоставления студентом окончательного варианта ВКР обязан ознакомиться с работой и составить на нее рецензию.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее актуальность, насколько успешно студент справился с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела ВКР с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне ВКР и обязательно рекомендует оценку, которая выносится на рассмотрение ГЭК.

Рецензия заполняется на бланке, утвержденном вузом. Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает.

Подписанная рецензентом рецензия представляется в ГЭК вместе с ВКР не позднее, чем за 3 дна до защиты.

5.3. Отзыв научного руководителя

После получения окончательного варианта ВКР руководитель выступает в качестве эксперта: составляет письменный отзыв, в котором:

всесторонне характеризует качество ВКР;

отмечает положительные стороны работы;

особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом;

мотивирует возможность или нецелесообразность представления ВКР для защиты в ГЭК. При этом руководитель не выставляет оценку, а только рекомендует или не рекомендует ВКР к защите в ГЭК;

дает оценку качеств студента, проявленных в процессе подготовки ВКР: его работоспособности, самостоятельности, уровень профессиональной подготовки и др.

5.4. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

Подготовка к защите ВКР является ответственным этапом работы. Важно не только написать качественную ВКР, но и успешно ее защитить. Оценка ВКР может быть снижена из-за плохой защиты.

Студент вправе защищать ВКР и в случае отрицательного отзыва или рецензии.

Для защиты ВКР студент должен подготовить доклад (7-10 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения ВКР. При этом для большей наглядности целесообразно использовать компьютерную презентацию (например, созданную в MS Power Point), желательно – согласованную с руководителем.

Доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, «своими словами», не зачитывая текст.

В докладе следует отразить:

актуальность темы ВКР;

цель ВКР;

задачи ВКР;

кратко основные теоретические положения, на которые опирается решение проблемы;

используемый инструментарий;

методы, пути и результаты практического решения проблемы;

обобщающие выводы о проделанной работе.

Важно отметить, что сделано лично автором ВКР. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые приводятся лишь в случае необходимости для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Доклад не должен содержать описание структуры (оглавления) и содержания ВКР, список использованных источников, а также информацию, не относящуюся к области исследования ВКР.

При подготовке к защите ВКР студенту необходимо также подготовиться к ответам на замечания рецензента, научного руководителя и возможные вопросы.

Компьютерная презентация является лишь иллюстративным сопровождением доклада. Типичной ошибкой студентов является перегруженность текстом слайдов презентации. Следует помнить, что главное назначение презентационного сопровождения доклада – представление иллюстративного материала: таблиц, диаграмм, графиков, схем и т.п., – словесное описание которого затруднительно. Именно для этого следует использовать презентации, оставив словесный материал для устного выступления.

В общем плане в презентацию рекомендуется включить: тему ВКР, фамилию, имя и отчество автора работы, формулировки проблемы, цели и задач исследования, кратко сформулированные ключевые идеи исследования и полученные результаты.

5.4. Защита выпускной квалификационной работы

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГЭК, на котором могут присутствовать все желающие. Задачей ГЭК является определение уровня теоретической подготовки студента, его подготовленности к профессиональной деятельности и принятие решения о возможности выдачи диплома государственного образца о присвоении соответствующей квалификации.

Дата проведения защиты ВКР и состав ГЭК определяется приказом по ВятГГУ.

Секретарь ГЭК осуществляет допуск студентов в помещение защиты ВКР в строгом соответствии со списком допущенных к защите, проводя идентификацию личности по зачетной книжке.

Секретарь ГЭК объявляет начало защиты каждой ВКР, называя фамилию, имя, отчество студента.

Рекомендуется следующий общий порядок проведения процедуры защиты ВКР:

студент представляется и объявляет тему ВКР;

студент делает доклад в соответствии с регламентом;

по окончании доклада студенту задают вопросы председатель и члены ГЭК;

при неясности вопроса студент имеет право попросить задать его повторно или уточнить, но не более двух раз;

при наличии вопросов членов ГЭК студент должен либо дать ответ, либо констатировать невозможность на него ответить;

после ответов студента на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия;

при наличии замечаний в рецензии и отзыве комиссия предоставляет студенту возможность ответить;

комиссия предоставляет заключительное слово студенту.

Вопросы, задаваемые студенту на защите ВКР, могут относиться как к теме ВКР, так и к связанным с ней областям исследования. Студенту разрешается пользоваться текстом ВКР.

По докладу и ответам на вопросы ГЭК судит о широте кругозора выпускника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

Оценка результата защиты ВКР производится на закрытом заседании ГЭК. Оценивается работа по 4-х балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При оценке ВКР обычно руководствуются следующими критериями:

актуальность и научная новизна;

степень самостоятельности;

соответствие содержания теме исследования;

полноту достижения цели и решения задач ВКР;

логичность и последовательность изложенного материала;

уровень профессиональной грамотности;

оригинальность идей и выводов;

практическая значимость выполненного исследования;

качество использованных литературных источников;

соответствие стандартам оформления работы.

Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании ГЭК. Решение ГЭК является окончательным и апелляции не подлежит.

При неудовлетворительной оценке ВКР ГЭК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой или должен разработать новую тему. Повторная защита может быть назначена через год. Студент, не прошедший в установленный срок государственную аттестацию, отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Выпускные квалификационные работы, прошедшие защиту, хранятся в университете 5 лет. Копии работ могут быть переданы заинтересованным предприятиям и организациям.

Приложение 1. Оформление титульного листа ВКР

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ

Кафедра прикладной информатики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Выполнил

студент 5-го курса группы ПИ-51

Садовников Валерий Сергеевич

____________________/подпись/

Научный руководитель

Канд. пед. наук, доцент

Перминов Николай Александрович

____________________/подпись/

Допущена к защите в ГАК

Зав. кафедрой _________________________ М. В. Петухова

(подпись) «____»____________2008 г.

Декан факультета ______________________С. М. Окулов

(подпись) «____»____________2008 г.

Киров

2008

Приложение 2. Оформление списка использованных источников

Книга одного автора

Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст] / А. М. Вендров. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 264 с.

Вуль, В. А. Электронные издания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 654600 – «Информатика и вычислительная техника», спец. 220200 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» / В. А. Вуль. – СПб.: БХВ – Петербург, 2003. – 560 с.: ил. + 1 эл. гиб. диск.

Книга двух и более авторов

Дудихин, В. В. Конкурентная разведка в Интернет [Текст] / В. В. Дудихин, О. В. Дудихина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Аст; М.: NT Dress, 2004. – 229 с.

Лоу, А. М. Имитационное моделирование [Текст]: пер. с англ. / А. М. Лоу, В. Д. Кельтон. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 847 с.: ил. (Классика computer science).

Пятибратов, А. П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации [Текст]: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика в экономике» / А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко; под ред. А. П. Пятибратова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.: ил.

Книга под заглавием

(Книга, имеющая более трех авторов)

Имитационное моделирование случайных факторов [Текст]: метод. указания к практическим занятиям по курсу «Имитационное моделирование экономических процессов» / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. А. С. Дубровин, М. Е. Семенов. – Воронеж, 2005. – 32 с.

Информационные ресурсы для принятия решений: учеб. пособие для вузов / А. П. Веревченко [и др.] – М.: Академический проспект, 2002. – 560 с.

Средства дистанционного обучения [Текст]: методика, технология, инструментарий / под ред. З. Джаниашвили. – СПб.: БХВ – Петербург, 2003. – 336 с.: ил. – ISBN 5-94157-241-7.

Библиографическое описание многотомного документа

Документа в целом

Полунов, Ю. Л. От абака до компьютера: судьбы людей и машин [Текст]: книга для чтения по истории вычислительной техники в 2 т. / Ю. Л. Полунов. – М.: Русская редакция, 2004.

Т. 1: От камешков до большого и среднего железа. – 478 с.

Т. 2: Персональное чувство. – 490 с.

Отдельный том

Гончаров, М. В., Шрайберг, Я. Л. Введение в Интернет [Текст]: учеб. пособие в 9 ч. / М. В. Гончаров, Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ России, 2001. – Ч. 7: Интернет для бизнесменов, предпринимателей и банкиров. – 2001. – 67 с.

или

Гончаров, М. В., Шрайберг, Я. Л. Введение в Интернет [Текст]: учеб. пособие. В 9 ч. Ч. 7. Интернет для бизнесменов, предпринимателей и банкиров / М. В. Гончаров, Я. Л. Шрайберг. – М.: ГПНТБ России, 2001. – Ч. 7: Интернет для бизнесменов, предпринимателей и банкиров. – 2001. – 67 с.

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Материалы конференций

«Наука – производство – технологии – экология», всероссийская науч.-практическая конф. (2004; Киров). Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Наука – производство – технологии – экология»,

12-13 апр. 2004 г. [Текст]: [Т. 2 (ФАВТ, ФПМТ)] / отв. ред. В. С. Кожин. – Киров: ВятГУ, 2004. – 187 с.

«Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению “Прикладная информатика” на основе инновационных технологий и e-learning», науч.-методическая конф. (2006; Москва). Сборник научных трудов 2-й Российской научно-методической Конференции «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению “Прикладная информатика” на основе инновационных технологий и e-learning», 15-16 дек. 2006 г.: [Текст]. – М., 2006.

Составные части документов (аналитическое описание)

Статья из журнала, сборника и др.

Гализа, В. Банковская система России: основные проблемы развития [Текст] / В. Гализа // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. № 10. – С. 7 – 13.

Корякина, И. А. Инновационные технологии совершенствования образовательного процесса, нацеленного на потребности бизнеса [Текст] / И. А. Корякина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Математика. Язык. Научный журнал. – 2007. № 4. – С. 52 – 55.

Статья из газеты

Потапова, С. В. Современные технологии разработки web-сайтов [Текст] / С. В. Потапова // Информатика. – 2006. – 22 октября.

Описание электронных ресурсов

Ресурсы локального доступа

Желтые страницы Internet 2006. Русские ресурсы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Равновесие; СПб.: Питер, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Электронный справочник). – Загл. с этикетки диска.

Эффективная работа с «1С: Предприятием 8.0» [Электронный ресурс]: [интерактивный обучающий курс]. – Электронные дан. и прогр. – М.: фирма «1С», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Ресурсы удаленного доступа

Амелин, И. Э. Способ компьютерного графического представления финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://h16.h1.ru/sposob/sposob.htm.

Администрирование My SQL [Электронный ресурс]. – М., 2005. – Режим доступа: http://megalib/com/books/132/oglav.htm. Загл. с экрана.

Учебник по 1С [Электронный ресурс] / М., 2006. – Режим доступа: http://www.mista.ru. – Загл. с экрана.

Список использованных источников

1. Методические рекомендации по библиографическому описанию документов [Текст] / Научная библиотека ВятГГУ; сост. Е. М. Бологова. – Киров, 2005. – 35 с.

2. Никонов, О. И. Порядок подготовки и оформления дипломных работ [Текст]: методические указания / О. И. Никонов, М. А. Медведева. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2007. – 56 с.

3. Токмакова, О. В. Исследовательская деятельность студентов [Текст]: Методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ по информатике и методике обучения информатике. / Токмакова О. В., Котельников Е. В. – Киров, 2007.

 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40