В период гонений на церковь обряд погребения в
трансформированном виде сохраняется в народной
памяти и практике, что само по себе является
фактом усвоения его народной традицией. При этом
в интервью информанты часто ссылаются на то,
каким был обряд, когда в деревне существовала
церковь, осознавая его неполноту в советское
время. Сведения о богослужении (панихиде,
отпевании) стали содержанием быличек. При
анализе материала были подробно рассмотрены
верования, связанные с тем или иным церковным
обрядом при погребении, указаны выработанные
традицией средства, способные заменить собой
церковный обряд. При этом важно было проследить,
на чём основывается то или иное верование и
почему один церковный обряд сохраняется в
практике, хоть и в искажённом виде, а другой
нет. Для ответа на эти вопросы важно было
показать динамику в восприятии церковного обряда
населением в ХIХ в., в советское и постсоветское
время. Пример этому – практически полное
отсутствие представлений о соборовании в
советское время, чему в соответствующей главе
были названы причины. Другой пример связан с
поминовением усопших: минимальное представление
о церковных поминальных службах характерно для
населения в советское время, тогда как хорошо
сохранились обряды семейных поминок по усопшему
в первые сорок дней по смерти.
[1] Бернштам Т.А. Русская народная культура и
народная религия//СЭ 1989 №1 С.91
[2] Луппов П.Н. Материалы для истории
христианства у вотяков в перв. полов. ХIХв
Вятка,1911.
[3] Тихомиров Т.С,свящ. На приходе. Т.1 М.,1915.
С.105.
[4] Приклонский С. Крестьянский мир и приходской
причт // СВ Спб.,1885№2 С.83.
[5] Попов А. Домашняя жизнь, нравы и обычаи
поморов // ИАОИРС 1910 №24 С.41.
[6] Религия и церковь в культурно-историческом
развитии Русского Севера. Т.1 Киров,1996. С.372.
[7] Заварин Н. О суевериях и предрассудках,
существующих в Вологодской епархии// ВЕВ №5.
С.166-171. Прибавления.
[8] АРЭМ д.262. Л.5-6.
[9] См. об этом в 1 гл.
[10] АРЭМ д.1826. Л.16.
[11] КА Ошевенск-1999.
[12] КА Ошевенск-1999.
[13] КА Ошевенск-1999.
[14] КА Ошевенск-1999.
[15] АКФ МГУ 1997. Тетр.№7 ФЭ20:0316
[16] КА Кречетово-1996.
[17] Алексеевский М.Д. География похоронных
обрядов Каргополья// Исторический город и
сохранение традиционной культуры.
М.-Каргополь,1999. С.76.
[18] Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования
карел. Л.,1985. С.52-132.
[19] АРЭМ д.835 Л.5-14.
[20] АРЭМ д.107 Л.8-17.
[21] АРЭМ д.274 Л.17-22
[22] АРЭМ д385 Л.9
[23] АРЭМ д.327 Л.15
[24] Балов А. Очерки Пошехонья // Э.О. М.,1898
№4 С.86-92.
[25] АРЭМ д.835 Л.5-14.
[26] Заварин Н. Указ. соч. С.144-149.
[27] АРЭМ д.274 Л.17-22.
[28] Заварин Н. Там же С.148-149.
[29] АКФ МГУ 1988 Тетр.№4 ФЭ 16:5687-5850.
[30] КА Ухта-1996
[31] КА Ошевенск-2000.
[32] Тихомиров Т.С.,свящ. На приходе. Т.1
М.,1915 С.415.
[33] Луппов П.Н. Материалы для истории
христианства у вотяков в перв. полов. ХIХв.
Вятка,1911.
[34] АРЭМ д.274 Л.17-22.
[35] АРЭМ д.1772 Л.68.
[36] АРЭМ д.327 Л.16-17.
[37] АРЭМ д.383 Л.24-25.
[38] АРЭМ д.736 Л.7-12.
[39] АРЭМ д.747 Л.22-24; д.749 Л.13-15.
[40] Смирнов Вас. Народные похороны и причитания
в Костромском крае// Костромское научное
общество по изучению местного края.
Кострома,1920. В.15
[41] Нижегородский сб-к. Нижний Новгород,1870.
Т.3. С.213.
[42] Балов А. Очерки Пошехонья // ЭО М.,1898 №4
С.86-92.
[43] Петропавловский А.,свящ. Тивдийский приход
// ОЕВ Петрозаводск,1908 №9
[44] Магницкий В.К. Поверья и обряды в Уржумском
у. // Памятная книжка Вятской губ. на 1884г.
Вятка,1884 С.115-120.
[45] АРЭМ д.572 Л.9-11.
[46] Г.Б. Из области народных воззрений и
суеверий: Погребальные обычаи и похоронные
причитания//Руководство для сельских пастырей.
Киев,1895 №44 С.197-208.
[47] Магницкий В.К. Указ. соч. С.115-120.
[48] АРЭМ д.107 Л.8-17.
[49] Барсов Е.В. Причитанья Северного края.
М.,1997 Т.1 С.252.
[50] Указ. соч. Там же.
[51] КА Кречетово-1996.
[52] АКФ МГУ 1998 Тетр.1 ФЭ 16: 2307-2462.
[53] АКФ МГУ 1989 Тетр.24 ФЭ 16: 8678-8799.
[54] КА Саунино-1999.
[55] ЕУ- Батецк-99. ПФ 15.
[56] ЕУ-Батецк-99. ПФ 37.
[57] АКФ МГУ 1989 Тетр.4 ФЭ 16: 5687-5850.
[58] Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования
карел Л.,1985. С.58-132.
[59] КА Саунино-1999.
[60] КА Тихманьга-1994.
[61] КА Абакумово-2000.
[62] КА Лядины-1997.
[63] АКФ МГУ 1997 Тетр.№8 ФЭ 20:0331-0333.
[64] АКФ МГУ 1997 Тетр.1 ФЭ 19:9866-9872.
[65] КА Полуборье-2000.
[66] КА Лёкшма-1998.
[67] КА Ошевенск-1999.
[68] КА Нокола-1997.
[69] АКФ МГУ 1995 Тетр.20 ФЭ 19:5871-5872.
[70] Вятский фольклор. Мифология. М.,1996.
С.61. №195.
[71] Там же С.69 №224.
[72] Там же С.62 №199.
[73] АКФ МГУ 1998 Тетр.12 ФЭ 16:3761-3907.
[74] АКФ МГУ 1995 Тетр.1 ФЭ 19:4888.
[75] КА Казаково-1998.
[76] КА Печниково-1997.
[77] АКФ МГУ 1995 Тетр.23 ФЭ 19: 6067.
[78] АРЭМ д.107 Л.8-17.
[79] Балов А. Очерки Пошехонья // ЭО М.,1898 №4
С.86-92.
[80] АРЭМ д.337 Л.69-72.
[81] АРЭМ д.147 Л.27.
[82] АРЭМ д.307 Л.1-12.
[83] АРЭМ д.327 Л.16-17.
[84] АРЭМ д.736 Л.7-12.
[85] АРЭМ д.1411 Л.20-29.
[86] АРЭМ д.216 Л.123-128.
[87] Шайжин Н.С. Олонецкий край по данным
местного фольклора // Памятная книжка Олонецкой
губ. на 1909 г. Петрозаводск, 1909 С.196-229.
[88] Магницкий В.К. Поверья и обряды в Уржумском
у. Вятской губ.// Памятная книжка Вятской губ.
на 1884 г.Вятка, 1884 С.115-120.
[89] Логинов К.К. О жертвоприношениях в Заонежье
//Обряды и верования народов Карелии.
Петрозаводск,1992 С.51.
[90] Тихомиров Т.С.,свящ На приходе. Т.2
М.,1916. С.66.
[91] АРЭМ д.211 Л.117-144.
[92] Надпорожский П. Гимольский приход
Повенецкого у. //ОЕВ Петрозаводск, 1900 №6.
[93] Балов А. Указ. соч. С86-92.
[94] АРЭМ д.383 Л.24-25.
[95] Смирнов Вас. Народные похороны и причитания
в Костромском крае // Костромское научн. об-во
по изучен. местного края. Кострома, 1920. В.15.
[96] Малиновский А. Обряд поминовения в 40-й
день у чудинов зап. побер. Онежского оз. // ОЕВ
Петрозаводск, 1903 №2 Ч. Неофиц.
[97] АРЭМ д.747 Л.22-24.
[98] АРЭМ д.835 Л.5-14.
[99] Филимонов К.Ф. Погребальные и поминальные
обряды в Ежезерском приходе Олонецкой епархии //
ОЕВ Петрозаводск, 1901 №18 Ч.Неофиц.
[100] Балов А. Указ. соч. с.86-92.
[101] АРЭМ д.383 Л.24.
[102] АКФ МГУ 1988 Тетр.1 ФЭ 16: 2307-2462.
[103] КА Ошевенск-1999.
[104] КА Печниково-1997.
[105] КА Хотеново-1995.
[106] КА Тихманьга-1994.
[107] АКФ МГУ 1995 Тетр.23 ФЭ 19: 6067-6070.
[108] АКФ МГУ 1994 Тетр.4 ФЭ 18: 7865.
[109] КА Троица-1998.
[110] АКФ МГУ 1993 Тетр.1 ФЭ 18:7633-7634.
[111] Цит. по: Православный церковный календарь
на 1998г. Сост.Сретенский монастырь.
[112] Архив ЕУ – Мелковичи-99.
[113] АКФ МГУ 1995 Тетр.23 ФЭ 19:6067-6070.
[114] КА Тихманьга-1994.
[115] АКФ МГУ 1997 Тетр.14 ФЭ 20:0804.
[116] АКФ МГУ 1989 Тетр.2 ФЭ 16:5199-5373.
[117] КА Лёкшмозеро-1997.
[118] КА Саунино-1999.
[119] Архив ЕУ- Мелковичи-99.
[120] КА Рягово-1998.
[121] КА Печниково-1997.
[122] КА Поздышево-2000.
[123] АКФ МГУ 1995 Тетр.6 ФЭ 19: 5297.
[124] КА Поздышево-2000.
[125] КА Хотеново-1995.
[126] КА Кречетово-1996.
[127] АКФ МГУ 1988 Тетр.12 ФЭ 16:3761-3907.
[128] Никитина С.Е. Устная народная культура и
языковое сознание. М.,1993. С.24-25.
[129] Смирнов Вас. Народные похороны и
причитания в Костромском крае. // Костромское
научное об-во по изучению местного края.
Кострома,1920. В15
[130] АКФ МГУ 1993 Тетр.1 ФЭ 18:7898.
[131] КА Поздышево-2000.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40