бесплатные рефераты, скачать бесплатно, бесплатные курсовые, семантика, лингвистика, психология, педагогика

В. И. Изместьев, З. В. Сметанина

Топонимика Сунского района Кировской области

Активный процесс образования деревень на территории современного Сунского района происходил с 1629 года и более активно с 1650 вплоть до начала постройки конного почтового тракта Вятка–Нолинск–Казань, т. е. по 1782 год. Наиболее удобные местоположения были заняты деревенскими поселениями, в которых имелось чаще всего от 5 до 8 крестьянских дворов. К началу XX века на территории современного Сунского района уже закончился длительный процесс формирования системы сельского расселения. Все наиболее пригодные для пашни местоположения были заняты. Расстояние между деревнями нередко составляло менее 3, а то и 2 километров. Начальное заселение Сунских земель русскими происходило со стороны Хлынова (Вятки) и со стороны Казани от города Уржум, следовательно, процесс этот мог начаться не ранее построения в 1584 году города Уржум. Село Суна (Вознесенское на реке Суне) основано в 1649 году (оно было центром Сунской вотчины Трифонова монастыря), Курчум (Екатерининское на реке Курчум, притоке реки Воя) – до 1678 года; Ошеть (Спасское на реке Ошеть, притоке Суны), Верхосунское (на реке Суна, притоке реки Воя) – оба основаны в конце XVII – начале XVIII в. [см. П. Н. Луппов, 1940: 138–182, Эммаусский, 1956].
В качестве объекта исследования привлечены названия населённых мест исследуемого региона по «Древним актам», «Списку населённых мест Российской империи [см. том X, посвященный Вятской губернии, издан в С. Петербурге в 1876 году], и современному административному делению Кировской области. Поскольку территория современного Сунского района являлась в разное время составной частью то Нолинского уезда (с 1780 по 1929 г.), то Кумёнского района (1959 по 1968 г.), в исследуемый материал включаются отдельные топонимы граничащих с Сунским районом земель.
Цель данной статьи – выявить принципы номинации топонимии Сунского района Кировской области.
Структура значения топонимов Сунского района включает в себя компоненты, которые могут рассказать о том, кем заселялась территория, чем занимались предки, какая природа окружала их, какое практическое значение имел населённый пункт. Компонентом лексического значения может являться и эмоционально экспрессивная окраска слов. Для выявления принципов номинации использовались названия населённых пунктов, имеющие достаточно прозрачную мотивировку. Их можно разделить на несколько групп.
1. Топонимы, мотивированные именами собственными – антропонимами: Починок (далее п.) Кондратия Клековкина, деревня (далее д.) Коточигова, п. Афанасия Нелюбина, д. Ивана Чиркова (Черепаны), п. Федосов, д. Матвеевская, д. Трофима Манылова (позднее стала Средняя Москва), п. Иуды Камышева, д. Иона Пермякова. Так, например, мотивировочный признак в названии села Буйское подтверждается «Ввозной грамотой Казанских воевод, данной Лудянскому церковному старосте Агафону Буйскому, на владение землёю по р. Лудян и Сун. – 1666 г. августа 29. [Древние акты, с. 159–179]. По «Списку...» 1876 года в окрестностях д. Савиново при реке Большой Ванчаз зафиксирован населенный пункт Буйские (Буйск). Данная местность упоминается в указанном выше акте от 29 августа 1666 г., что косвенно подтверждает принцип номинации ойконима Буйские (Буйск). В этом же документе вместе с Агафоном Буйским упоминается Микифорка Реткин. В Лудянском сельском поселении современного Нолинского района есть деревня Редькины.
Пласт ойконимов, получивших свое наименование по фамилиям и прозвищам людей, самый обширный в топонимике указанного региона. В ряде случаев трудно определить, топоним образован от антропонима (часто от имени или прозвища) или антропоним восходит к топониму. В данной группе, безусловно, встречаются следы и дославянских наименований, мотивировочный признак которых затемнен. Характерной особенностью данных населённых пунктов является то, что в них проживало или проживает в настоящее время большое количество людей, носящих фамилию, имеющую общий корень с ойконимом:
Д. Болячки – Болячкины, Вахруши – Вахрушевы, Воронье – Воронины, Гребёнки – Гребёнкины, Заяки – Заякины, Кисели – Киселёвы (одна из самых распространенных фамилий в Сунском районе), Кокоры – Кокорины, починок Кропачевский (бывшая деревня Чудны) – Кропачевы (потомки проживают в пос. Кумёны), Ляпки (прежнее название починок Иуды Камышева) – Ляпкосовы, Мурино – Мурины, починок Трофима Манылова (позднее д. Средняя Москва) – Маныловы (потомки проживают ныне в с. Краснополье), Перескоки – Перескокины, Черныши – Чернышовы, Шатки – Шатковы и многие др.
Название деревни Трапицыно мотивировано также антропонимом. Фамилия Трапицына упоминается в «Древних актах». На Сунском раменье близ села Лудяна была д. Изместьевская [см. Списки... 1876] и жили в ней Изместьевы. Название деревни и фамилия, по всей вероятности, указывают на то, откуда они появились: из бассейна реки Мста, протекающей в Новгородской области и впадающей в озеро Ильмень.
По преданию, известному всем жителям деревни Станоговщина, на этом месте крестьянином из Суны по фамилии Ноговицын была построена мельница. Топоним образован путём сложения слова стан (станок водяной мельницы на ручье, который питают и поныне шесть родников) и фамилии его строителя.
2. Топонимы, мотивированные словами, относящимися к церковной лексике: Вознесенское (поселок городского типа Суна имел прежде такое название по храму, построенному в селе), д. Спасская близ села Ошеть со Спасской церковью, д. Пономари, д. Кондаки, д. Поповщина, п. Ангелевский, д. Звонари (близ села Вознесенское), д. Матушкино, урочище (далее ур.) Исаковка (по священному Исаковскому источнику), ур. Поповский лог (близ с. Верхосунье). Относительно ойконима Кондаки известно предание, что при выборе места нового поселения крестьяне пели кондаки. Село Екатерининское (ныне село Курчум) получило название по церкви, построенной в честь великомученицы Екатерины. Д. Василия Девятого названа по имени часовни, построенной в память о святом подвижнике веры, который жил в деревне Каширы (старожилы этой деревни помнят место, где была часовня).
В топонимике Сунского района использовался термин «погост». Деревня Погостская (по сведениям 1873 года деревня Погой была при селе Сунском, ныне это часть улицы Советской). Имя существительное погост в севернорусских говорах имеет следующие значения: 1. Церковь с кладбищем, землёю и домами причта, место, где стоит церковь. 2. Село, деревня с церковью. 3. Центр села (где обычно стояла церковь, находился магазин и т. п.). 4. Базар, ярмарка. 5. Покойник. Зафиксировано дополнительное (неясное) значение слова погост как часть села, в ряду наименований других частей: курмыш, порядок, погост [см. СРНГ, 27: 309]. По архивным источникам, д. Погой находилась возле церкви, в Погойской деревне священники имели свои дома и огороды, в Погое проходили базарные дни. Отсюда следует, что слово погост (погой) имело в сунских говорах значение «место около церкви».
3. Топонимы, основанные на мифологических представлениях: Чертово Городище, д. Большие и Малые Чертёнки, д. Иной Свет, Кикиморская. С названием Чертово Городище связаны легенды и предания о стоянке древних людей, о том, что там происходили необъяснимые чудеса («карзится тамока»); ойконим. Иной Свет мотивируется тем, что в деревне с таким именем жили старообрядцы, люди иной веры по фамилиям Симахины и Новокшоновы (ранее Новокрещёновы).
4. Топонимы, мотивированные анатомически: д. Голованы, ур. Кишки, д. Серёдыш (сердце), д. Мозгали (поверхность земли в окрестностях деревни вся в твёрдых комьях, напоминает мозг), д. Рожи, ур. Отноги (Отножки) – разветвление ручьёв близ села Плелое, Рукавные пожни (сенокосное место напоминает по форме руку), д. Желудки (при ключе Желудском), д. Лобачи (находилась на высоком месте водораздела двух рек – Быстрицы и Вои).
5. Топонимы, мотивированные фитонимами: деревни Сосновица, Пихтовица, Осиновица, Дуброва, Овсянники, Жабриевская (от наименования травы жабрей), Борщи, Липовская, Сосновская, Осиновская, Подсосено, Шишкино, Гагары [ср. в «Областном словаре вятских говоров» (далее ОСВГ) Гагара, ж. Разросшееся ветвистое дерево].
6. Топонимы, мотивированные названиями животных, птиц, насекомых и рыб: Зверевская, Быки, Телята, Медведи, Коровкино, Медведевская, Козлы, Конёвская, Галки, Воробьи, Синицы, Сычи, Коршуны, Клесты, Журавли, Зевахи [ср. в ОСВГ, 4: зеваха – сова], Зуи [ср. в ОСВГ, 4: Зуй, м. Птица кулик], Гагары, Курицы, Селезни, Лебёдка, Лебяжье, Воронье, Окуневская, Осетры, Тараканы, Шмели, Силюшки (диал. название цыплят). Относительно наименования д. Лебёдка у местных жителей существует другая гипотеза, вызывающая ассоциации с лебедой, которой зарастали огороды крестьян этой деревни, уходящих летом на заработки. Возможна также иная мотивированность топонима Курицы. В сунских говорах имя существительное курицы имеет значение «стропила, сделанные из дерева с корнями для удержания соломы, которой застилалась крыша» [ОСВГ, вып. 5].
7. Топонимы, характеризующие ландшафт: д. Нагорская (на реке Суне), Нагоряна (на реке Курчум), Подгорена, Нижнеполье (ныне с. Нестино, на реке Суна), Гребёнки (расположена на гребне увала), Верхополье (на реке Суна), Горбуново, Верхнее Поле (на реке Ванчаз), с. Верхосунье, п. Запольский, д. Скаты, Верхопрудовская, Круглая Веретея [ср. в ОСВГ, 2: 31: Веретея, ж. 1. Сухой возвышенный участок; 2. Возвышенность, росчисть на лугах; 3. Поляна в лесу; 4. Высокое место в деревне]; д. Кокуй [ср. в ОСВГ, 5: Кокуй, м. Островок леса среди поля на возвышенном месте]; п. Копыринский, д. Копырёво, д. Копырята (ср. в сунских говорах: копырь – возвышенность, угор). Не случайно коренные суняне неофициально могут называть свои деревни, указывая именно на особенности местоположения: Большая Гора, Большая Нора, Большая Дыра и Поддырок. Еще образнее передаются ландшафтные особенности деревень в частушке, записанной в д. Гари: Гаричевяна идут, В гору поднимаются, Верхополяна задиры – В угол забираются. Д. Дербень содержит в своём названии прямое указание на то, что она находится на реке при мельнице [ср. Даль, 1, 429): дербень (вят.) – изба без двора при мельнице].
8. Топонимы, мотивированные словами, называющими природные ресурсы, полезные ископаемые: п. Краснопольский (д. Краснополье) – там залежи красной глины, используемые для изготовления кирпича, гончарных и керамических изделий; д. Белогорье (на залежах белой глины), д. Каменное и Камешница (на реке Каменке, притоке Ошети), д. Вонючка (Тураны, на реке Курчум) – Сунский район богат источниками минеральных вод, так как под холмами на большой глубине залегает гипс, отдельные источники издают запах сероводорода.
9. Топонимы, содержащие мотивировочный признак «гарь, выжженное место; безлесное место»: Пал, Огнище, Огнёвская, Жареный угор (южная сторона горы на реке Курчум), Жаровый лес, поле Огорелки, Гари, Пальник, д. Ожеговская, д. Пустоши (построенная на выжженном месте), Плешково, Сдерихино.
10. Топонимы, содержащие характеристику объектов по климатическим условиям: Плелое, Водяняки, Мокрушата, урочища Мокрое, Мокряна, Мокруши Нижние, Мокруши Верхние, Малые Сушники, Большие Сушники, Сухие. Старожилы деревни Смыки отмечают: тучи над урочищем Сухие – дождь деревню обойдёт, над урочищем Мокрое – дождь приходит или ожидается. Прогнозы, как правило, были точны. Именно с Мокрого ветер приводил дожди и снегопады на главные населенные пункты Сунских волостей Нолинского уезда. Наименование д. Зяблецы мотивируется тем, что она расположена на ветреном месте.
11. Топонимы, мотивированные словами, называющими профессии или продукцию различных производств: Решетники, Пестери, Рогожская, Шестаки, Черепаны, Репы, Толоконница, Овсянники, Хлебники, Караваевская, Кожановщина, Телицинская (известно, что крестьяне в данном поселении выделывали телячьи шкуры и шили зипуны), Каракули (в деревне жили мастера, изготавливающие вилы), Кузнецы, Кочегары, Обуховская (там жили плотники), Пивоваровская, Пьяновская, Чирки (в диал. чирки – обувь), Маслёнки (в диал. маслёнки – вид посуды), Огородниковская, д. Болячки (в монастыре при деревне жили лекари монахи, которые лечили травами, мёдом, святой водой), Дворища Ямские (жители занимались извозом), д. Засмолки (известна тем, что жители добывали смолу), д. Халявинцы (жили мастера сапожных дел, в архивах нолинского краеведа В. С. Папырина зафиксировано слово халява со значением «голенище сапога»).
Рискнём высказать гипотезу, объясняющую наименование д. Могильник, в которой проживали потомственные шорники и портные. В словаре В. И. Даля среди значений слова могильник отмечено в архангельских говорах следующее: «походный чемоданчик с иглами, шильями, нитками, дратвой и пр. для чинки одёжи и обуви» [см. Даль, 2, 337]. Возможно, что крестьяне, обосновавшие деревню, были родом из архангельских земель.
12. Топонимы, мотивированные этнонимами: Вотяки, Татары, Русские. Урочище Черемисский лог – это древняя стоянка людей близ бывшей д. Морозы [см.: Памятники истории и культуры. – Киров, 1983]. В «Общих сведениях о Вятской губернии» к «Списку населённых мест Росссийской империи» сообщается, что «Вятский и Нолинский уезды вовсе не имеют инородческого населения, или если имеют в среде своей инородцев, то обруселых, может быть уже забывших и свой язык, и свои племенные привычки в одежде, постройках и проч.» [см. т. X, посвященный Вятской губернии, издан в С. Петербурге в 1876 г.]. В Сунском районе было три деревни Москва. В основе мотивированности лежит указание на то, что данные деревни и земли вокруг относились в XVII в. к Вятскому Успенскому монастырю, подчиняющемуся Москве, а не к Казанскому уезду.
13. Топонимы, мотивированные гидронимами: Суна (на реке Суна), с. Курчум (ранее Екатерининское, на реке Курчум), д. Чернушка (ныне деревня Сандалы на реке Чернушка), Опан (на реке Опан), Пилья ( на реке Пилья) д. Лузьяны (пришедшие с реки Лузы), д. Большой и Малый Ванчаз (на реке Ванчаз), д. Кривосунье (на ручье Кривая Суна), с. Ошеть (на реке Ошеть), д. Тоскуй (на реке Тоскуй), д. Вычегжаны (пришедшие с реки Вычегды), д. Истёк, д. Ключи.
14. Топонимы, мотивированные числовыми характеристиками: д. Четверики, д. Семерики, д. Девятовская («Оттоле девять вёрст и отселе девять вёрст», – говорили в Суне), д. Однодворок (там проживали однодворцы, однодомцы с одной фамилией Костылёв), д. Шестаки (ср. в сунских говорах шестак – шестой ребёнок в семье).
15. Топонимы, содержащие положительную или отрицательную оценку: Заплатники, Голодаево (Голодаевщина), Вшивое, Лапотное, Красивое, п. Худой, Красная гора (сенокос с лучшими для телят и барашков травами), Тёмная Сторона (данный топоним мотивируется особенностями планировки: окна выходят на лес, деревня окружена с трёх сторон тёмным лесом), Узенькая, Горюнок, Хорошиха, Светлаки, Скородум, Злобиха, Бесовская, ур. Пердунья. Олюнина Клавдия Александровна, жительница д. Тоскуй, рассказывает такую быль: «Ямщик везёт на бричке барина. Барин, подъезжая к Суне со стороны Нолинска, спрашивает, какая это деревня. Ямщик, проживающий в этих местах, отвечает: «Моя родная Кокуй». – А эта? – А это Горюй, – отвечает, показывая на деревни Светлаки и Вахруши, что у ключа Горюйского. – А там кака виднеется? – А это, барин, Тоскуй! Барин ругаться начал, чего, мол, тоску на меня нагоняешь». Понять мотивированность топонима Узенькая помогает частушка, сложенная сунскими талантливыми сочинителями: «Эта Узенька деревня: Два колодца, один дом, Один раз туда ходили, Больше разу не пойдем».
Ряд топонимов имеет словообразовательную мотивированность, содержащую в структуре номинации сведения о действиях, ассоциирующихся с данным наименованием. Так, например, д. Запретные ранее носила название Припрятные. Как свидетельствуют местные жители, в тех местах действительно можно было заблудиться, припрятаться. Это случалось с многими испокон веку. Д. Заложица словообразовательно связана с глаголом заложить в значении «основать, построить». Имя существительное заложица имеет в вятских говорах следующие значения: 1. Улица, ряд домов в деревне (Кумёнский район) // Противоположная сторона улицы или деревни (Немский и Унинский районы). 2. Отделившаяся часть деревни (Унинский район) [ОСВГ, 4] Д. Городилы имеет словообразовательную связь с глаголом городить. Деревня Смыки стояла на пути, который «смыкал» вятское с. Вознесенское на Суне (современный посёлок Суна) и село Лудяна Ясашная (ясак с тюркского – налог, дань), входившее в состав Казанского уезда (вплоть до екатерининских времён).
Земли Сунского дикого раменья [ср. в БАС: раменье – густой дремучий лес, обычно еловый; в списке сокращений переписи 1856–1878 гг. с указанием на Памятные книжки, раменье – «лесистая поросль в запущенной поляне»] были расположены в отдалении от Казани (400 верст), окружены с севера угорами, с юга – реками, вот и бежал сюда беглый люд и основывал починки, деревни. Три из них носят название Устранец. Данные названия говорят о том, что основали эти починки беглые, устранённые люди. Одна из деревень с таким названием была расположена на реке Ванчаз, среди жителей соседних деревень была дразнилка, переосмысливавшая названия на свой лад: «Где Ванчо, там и усранчо».
Свет на топоним с затемнённой мотивированностью Ничунаи проливает частушка: «Ничунаи очунали, Зяблецы с ума сошли, Кочегары испугались, Кочегарить не пошли». Диалектный глагол чунать в вятских говорах означает «утомляться, засыпать», приставочное образование от него очунаться имеет значение «выздороветь».
Следует отметить, что в Кировской области есть другая река Суна, приток реки Коса, протекающая по Фалёнскому и Зуевскому районам, и на ней соответствующие сёла Верхосунье (Фалёнский район), Суна (Зуевский район). Любопытно также наличие огромного числа совпадений в наименованиях деревень и починков в Сунском, Нолинском с одной стороны и Зуевском, Фалёнском с другой, напр.: Нагорены, Кисели, Останинская, Суна, Рогалёво, Кокоры, Галки, Заяки, Сосновцы, Красная Гора, Селезениха, Заплаты и др. Этот факт объясняется тем, что после Кырчано Сунского восстания 1675–1676 гг. была миграция из Сунского раменья на северо восток, в современные Зуевский и Фалёнский районы и обратные миграции в разные уезды и волости [см. ЭЗВ, т. 1, кн. 2, с. 537].
Разнообразие мотивационных признаков в топонимической истории Сунского района позволяет сделать вывод о том, что на данной территории обосновывались крестьяне с различных мест Вятской и других губерний.
В статье не анализируются топонимы с затемненной для русского языкового сознания мотивировкой. Можно предположить, что неславянские наименования по происхождению являются финно угорскими или тюрскими, поскольку история свидетельствует о том, что до появления русских на Сунском раменье были уже поселения черемисов (марийцев), что часть территорий была во владении Казанских воевод [См. о миссии стольника Ивана Алфимова по спорному вопросу размежевания владений Вятского Успенского монастыря и Казанского уезда в «Древних актах», с. 159–179]. Список таких топонимов мы предлагаем специалистам по финно угорским и тюрским языкам: Ванчаз, Шухарда, Кутенеги, Тючкалы, Ешеры, Тючкалы, Куксилы, Кушкалово, Бежбалда, Касаманы, Басманы, Ерпули (Ерпыли), Фантуры, Хордаки, Чикачи, Микири, Чурилы, Сарычи, Сачалово и др.

Литература
1. Луппов, П. Н. История вятских сёл: Энциклопедия земли Вятской [Текст] : Т. 4 / П. Н. Луппов. – Киров, 1995. – С. 138–182.
2. Эммаусский, А. В. Исторический очерк Вятского края XVII–XVIII веков [Текст] / А. В. Эммаусский. – Киров, 1956.
3. Древние акты, относящиеся к истории Вятского края [Текст] // Прил. ко 2 му т. сб. «Столетие Вятской губернии». – Вятка: Изд. губ. ком., 1881. – 270 с.
4. Список населённых мест Российской империи [Текст] : т. X. Вятская губерния. – СПб., 1876.
5. Словарь русских народных говоров [Текст]. Вып. 27. – СПб., 1992.
6. Областной словарь вятских говоров [Текст]. Вып. 3. – Киров, 2004.
7. Областной словарь вятских говоров [Текст]. Вып. 2. – Киров, 1998.
8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : т. 2. – М., 1989.
8. Памятники истории и культуры [Текст]. – Киров, 1983.
9. Областной словарь вятских говоров [Текст]. Вып. 4. – Киров, 2006.
10. Словарь современного русского литературного языка [Текст] : в 17 т. – М.; Л., 1948–1965.
11. Энциклопедия земли Вятской [Текст] : т. 1. Кн. 2. – Киров, 2002.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40