Вот чем-то
угощали и сказали, штоп помянули”[117](зап. от
Смолко Н.М. 1931 г.р.). Обычно поминание усопших
в деревне входит в сферу деятельности
старух-староверок: им носят милостыню и просят
помянуть умерших родственников: “<Нищим, которые
ходили, им подавали?> Да, подавали. <Это чтоб
они помянули?> Не штоб помянули, они ничё, они
просто милостыню, скажут им, а поминать – это
давали другим уже, староверы, которые поминали
уже умерших. Это другим уже, другая вера там,
поминали. Так как монашки, всё звали, а это уже
другие. Староверы. Вот этим говорили, штоб
поминали родителей. Или кто в семье там помер,
этих поминали. Или придём, дак молебин, молебин
пропивали. Молебин. Молилися.”[118](зап. от
Треханина В.А. 1935 г.р. и Треханиной П.А. 1928
г.р.).
Некоторые записи фиксируют запреты при выборе
блюд для поминального стола. Так, принято
соблюдать постный стол на поминках, если они
приходятся на постный день. Другое ограничение
связано с обычаем выпивать на поминках. Вот
несколько цитат. “<Чем обычно кончают поминки?>
Киселём. Обычно киселём. Но сейчас-то…ну да, щас
запивают кисель водкой. Не положено. <Почему?>
Вот у моего деда дядя был попом. Ну и наставили
вина, закуски. Они пришли с кладбища…Не пложено
ему. И даже – сказали ему – даже еду надо
постную. Мясом нельзя поминать покойника. Боле
постну надо делать. Ну а теперь что? Праздник!
Теперь похороны – праздник! Теперь этого ждут.
<Почему?> Да потому что напиться. Стоко вина
накупят да всё. Ну и вот перед киселём, когда
вот выйдут…не выйдут со стола ещё, помянут.
Перед киселём становятся, читает “Отче”
кто-нибудь там. Свой или кто-то, кто там эти
молитвы знает. Вот “Отче” прочитает, киселём
помянут и выходят из-за стола.”[119](зап. от
Игнатьевой Г.Ф. 1930 г.р.). Традиция заканчивать
поминальный обед киселём сохранилась с ХIХ в. В
Каргопольском р-не Архангельской обл.
распространено мнение, что поминая водкой,
приносят вред покойному: это “кладётся на чашу
весов”.[120] “Пьют тут сидят у могилы. Это
говорят: “Заливают вином. Душу его заливают
вином”. Это священник говорит: “Нельзя этого
делать”.[121] Ослушание священника наказуемо
некоей силой: “А у нас батюшко был, батюшко-т,
вот мы хоронили моего-то мужа, пригласили
батюшка. Вот батюшко сказал, сто вином ни
поминайти. На…вот у могилы ни пейти, мы отошли
от могилы-то, на второй-от день, налили стопку
первую ему, стопка изломаласи. Дно выпало и так
напополам. <Почему?> Вот ни знаю, видишь, он
говорил, што ни пейти, это…вином дак биспокоит и
мучит душу…Вот Валя привозила попа, дак от поп
вот это фсё сказал, могилу освитил и фсё. Может
из-за этого у нас фсё приломалось”[122].(зап. от
Редькиной М.В. 1928 г.р.). Запрет на спиртное в
некоторых случаях распространяется и на традицию
наливать стопку покойнику: “На поминки рюмку с
водкой покойнику ставят, кто на подоконник, кто
на божницу. У меня муж умер, мы не ставили –
грешно”[123].

Форум гильдии блогеров расскажет о новостях ВоВ
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40