Церковь же учит, что, наоборот, лучше
делать добро за умершего именно до 40 дня:
“Когда надо ходатайствовать за судимого – до
суда или после? Так и здесь: душа проходит
мытарства, совершается Суд, надо ходатайствовать
за неё, молиться и совершать дела
милосердия.”[111]. Относительно церковных
поминальных богослужений, совершаемых в эти дни,
обычно информанты сообщают следующее.
Представление о сорокоусте у основной массы
населения существует приблизительное, в
Костромской обл., к примеру, так называют сам
сороковой день. Вот запись из Новгородской обл.:
“<На сорок дней опять поминают?> “Да, на сорок
дней. Сорокоуст заказывают в церкви, если
церковь есть, а потом поминают. Ну а что, церкви
нету, дак какой там сорокоуст. Собирают просто
народ: сродственников да соседей.”[112](зап. от
Игнатьевой Г.Ф. 1930 г.р.). Есть ряд типичных
историй о том, как покойника помянули, после
чего он приснился и благодарил, или наоборот,
говорят, когда покойник снится – поминок просит.
К такому типу рассказов относится запись,
сделанная в Костромской обл. о том, как жена
отслужила панихиду по мужу, который “на вине
помер”, после чего увидела его во сне: “Она
сходила в сороковой-от день, отслужила панахиду
там, церьковну панахиду служат. Пришла домой и
лёгла спать, отдохнуть. Лёгла отдохнуть,-
говорит,- вижу во сне: он пришёл и говорит мне:
“Спасибо, - говорит,- Овдюшка, ты по мне
сходила, панахиду-ту отслужила. На мне хотили,-
говорит,- совсем воду возить в Никольское…да ты
отмолила.”[113](зап. от Косарёвой М.Ф. 1910
г.р.).
Большой комплекс поминальных обрядов связан с
угощением односельчан. “А ещо вот панихидку-то
носят, поминать-то. Как панихидку-то снесёшь на
сороковой день, я так снесла конфеток да
печенюшек, штобы там ей, кумушку-то, кормили
тоже хорошо, не забывали.”[114](зап. от Патровой
К.В. 1910 г.р.). Считается, что до 40 дня “душа
с протянутой рукой стоит”[115], поэтому принято
было всем подавать: “Как схоронят покойника, в
девятый день носят девять кусочков, а не жалко,
дак и сорок режь. Их разносят по деревне.
Положишь на тарелочку, платком накроешь и несёшь
поминовенье”[116].(зап. от Литвиновой Д.С. 1925
г.р.). Есть сообщения, в которых разнесение
поминальников по деревне воспринимается как
замена поминаний в церкви: “<Чтобы покойник не
снился,> надо сходить в церковь помолить или
кому-нить, потом церквей не стало, здесь вот
поминальник снесут. А поминальник – это снесут в
деревнях у нас, говорят, надо поминальник
снести. Какой-нибудь бабушка или дедушка плохо
живут. Вот рыбничек испекут или што и вот это
помяни, снесут: Помяни этова, моево усопшево.
Вот это называеца поминальник.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40