Социально-гуманитарный потенциал учебной физики как отражение интедиффии в образовании

«Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени»
лауреат Нобелевской премии И. А. Раби


Слова И. А. Раби, взятые в качестве эпиграфа к статье, выражают глубинную суть идеала современного образования. Как же так? Как может такая «сухая» и «точная» наука по мнению многих изучавших физику в школе или вузе рассматриваться в качестве базы, основы гуманитарного образования?
Все дело в том, что наш мир един, но построен на основе взаимодействия антиномических «противоположностей», которые одновременно существуя, дополняют друг друга и, в принципе, не могут функционировать без наличия своего «полярного» феномена. Общеизвестны категории добра и зла, любви и ненависти, Земли и Неба, света и тьмы, черного и белого, положительного и отрицательного, личного и коллективного и т.д. Можно бесконечно продолжать этот список, поскольку всё, что существует в мире, является отражением бытия «противоположных» по сути процессов, разнонаправленных векторов. Физика представляет собой часть единой науки, существующей как результат определенного вида деятельности человеческой цивилизации – научного познания. Естественно, что физика, считаясь наукой, исследующей наиболее общие закономерности и свойства объектов и явлений мира, также не есть исключительная отрасль знания, и поэтому ей присуще общее качество любой системы – интегративность через дифференцированность. Для характеристики данного состояния в современной педагогике используется термин «интедиффия». Это следует понимать как функционирование в целостности, определяемой понятием «учебная физика», элементов гуманитарного и естественнонаучного характера.
В этом контексте рассмотрим особенности современной учебной физики, являющейся «трансформированным вариантом» большой науки, адаптированным в соответствии с психолого-возрастными и педагогическими особенностями обучающихся. В содержании учебного курса физики стержневыми линиями являются две: научно-предметная и общекультурная [1, Л. А. Бордонская].
В научно-предметной линии выделяются следующие компоненты содержания: а) предметно-образовательный (научно-содержательный) – система научных физических знаний, методы познания; б) естественно-научный – физика в природе, взаимосвязь физики и других естественных наук; в) физико-технический – приборы, устройства, технологические процессы; г) природоохранный – физика и проблемы экологии.
Таким образом, данная область в учебном предмете отражает содержание науки физики, ее специфику, связь с другими естественными науками, взаимосвязь с техникой, проявление физических законов в природных процессах, экологические проблемы.
Общекультурную область образуют следующие компоненты: а) культурно-мировоззренческий (физика – основа современного миропонимания, понятия пространства, времени, движения, взаимодействия, принципы симметрии, соответствия, дополнительности); б) научно-культурный (физика как элемент культуры, эстетика в физике, взаимосвязь физики и искусства, целостность культуры); в) историко-научный и историко-культурный (история физики и техники в контексте культуры); г) историко-биографический (жизнь и творчество ученых); д) экокультурный (сохранение культурного наследия и цивилизации).
Данная область позволяет представить физику в контексте культуры, раскрывает её социально-гуманитарный потенциал и подчеркивает единство естественнонаучного и гуманитарного знания.
Нужно заметить, что научно-предметная область достаточно полно отражена в современных учебных курсах по физике (элементы дифференциации), чего нельзя сказать об общекультурной составляющей (интегративный элемент). В соответствии с современными требованиями к образованию [2] необходимо усиление общекультурной составляющей физического образования независимо от профиля и уровня обучения, но при условии определения объема, глубины и логики изложения материала в зависимости от специфики и задач образования. Рассмотренная точка зрения исследователя Л. А. Бордонской представляет интерес потому, что такой подход позволяет средствами учебного предмета «физика» обеспечить целостное восприятие мира и культуры, способствует единению естественнонаучного и гуманитарного знания (формированию единой научной картины мира), обеспечивая формирование целостной личности.
В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании две обозначенные содержательные линии соотносятся с понятиями предметной и метапредметными (ценностно-смысловой, общекультурной и социально-трудовой [3]) компетентностями. Для современного образования важно повышение степени сформированности как предметной (на разных уровнях в системе профильного обучения), так и метапредметных компетентностей.
Каковы могут быть методы, приемы и варианты реализации условий, обеспечивающих формирование и развитие до соответствующих уровней метапредметных новообразований у обучающихся? Укажем несколько конкретных направлений деятельности учителя.
– Развитие личности и социальная адаптация (выступление в различных социальных ролях) при выполнении учебно-познавательной деятельности по физике в паре, группе, коллективе класса, разновозрастном учебном коллективе.
– Гуманитаризация содержания учебных курсов физики за счет включения материалов, отражающих взаимосвязь физики и искусства, элементов истории физики и биографий ученых, элементов биофизики (в т.ч. человека), природного и экологического характера. В нашей практике данная идея реализуется при использовании в процессе обучения физических задач на примерах-сюжетах из жизни сказочных героев Малыша и Карлсона [4]. Большие возможности для реализации данного компонента представляют элективные курсы предпрофильной подготовки и профильной школы, которые вводятся в учебный план в соответствии с Концепцией Профильного обучения на старшей ступени школы [5].
– Гуманизация отношений между субъектами процесса обучения, предполагающая отношение к каждому субъекту как высшей ценности за счет применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению, учитывающего как интегративные, так и процессы дифференциации в современном образовании [6], а, значит, ориентированного на выполнение двух главных образовательных задач – формирование цельного представления о мире (единой научной картины мира) и создание условий для проявления каждым обучающимся своей индивидуальности и неповторимости как свойства Личности.
Таким образом, физика как стержневой представитель системы естественно-научного знания обладает огромным социально-гуманитарным потенциалом, а современное состояние образовательной сферы требует сосредоточения методического внимания и усилий на раскрытии и реализации данного потенциала.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40