ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

А.А. Зубарев


ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье описаны упражнения для работы с видеофильмами на занятиях по английскому языку в средней школе и показана их роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся.

В достаточной степени овладеть иностранным языком, не находясь в стране изучаемого языка, как известно, очень трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание реальной и воображаемой ситуаций общения на уроке, также не менее важно приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка.
Использование видеофильмов помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Один и тот же языковой материал усваивается при помощи видеофильмов не только более прочно, но и при меньшем количестве затраченного времени.
При использовании видеофильмов совершенствуется психическая деятельность учащихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера познавательной совместной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления языкового материала.
Наряду с выдачей учебной информации, фильм включает ученика в воспроизводимое событие, способствует более полному запоминанию учебного материала. А также: соединяет все особенности учебного кино, телевидения и радио; 4-5 минутная трансляция предоставляет достаточно материала для обсуждения в течение всего урока; сохраняет нормальную рабочую обстановку, не нарушающую психологический контакт между учителем и учениками.
Давайте рассмотрим методику применения видеоматериалов в 8 классе на примере работы с короткометражным фильмом «В кафе самообслуживания».
Целью применения художественного фильма являлось развитие навыков говорения, увеличение словарного запаса, активизация лексики, повышение интереса к изучению иностранного языка, развитие внимания, памяти и др.
На предыдущем уроке ученикам было задано домашнее задание - по портрету описать внешность, характер, краткую биографию двух человек и придумать им имена (были предложены портреты двух действующих лиц фильма).
Продолжительность фильма около 9 минут, но в целях наилучшего восприятия он был разделен на два эпизода (4 и 5 минут), работа над которыми проходила по отдельности.
(Для наилучшего усвоения лексики и развития речи у учащихся мы бы порекомендовали провести два урока по этой теме.)
Главной особенностью фильма является то, что в нем отсутствует звук. Отсутствие звукового сопровождения помогает ученикам осмыслить ситуацию в целом, не отвлекаясь на попытки понять незнакомые слова.
1. Допросмотровой этап
Проверяется домашнее задание. Ученики в группах рассказывают друг другу биографии, которые они придумали по портретам.
После этого учитель сообщает о том, что на уроке учащиеся будут смотреть фильм, в котором участвуют эти персонажи. Чтобы потом обсуждать фильм им, нужно запомнить некоторые новые слова и фразы. Слова и фразы могут быть записаны на карточки или на доске. (В них необходимо включить названия различных блюд, овощей и фруктов).
Pea soup - гороховый суп
Condiment - приправа
Sausage - сосиска
Black man - негр
Coat - пальто
Beer - пиво
Thick soup – суп - пюре
Suddenly - внезапно
Nevertheless - тем не менее
Loss - пропажа
Café – кафе
Smile - улыбаться
Желательно разъяснить ученикам разницу между словами «Black man» и «Negro».
В зависимости от класса или от своих предпочтений учитель может дать другие слова. Главное, чтобы ученики могли рассказать о том, что они думают.
2. Просмотровой этап
Затем ученикам предлагаются вопросы для активизации внимания, на которые они должны найти ответы во время просмотра фильма (вопросы написаны на доске или на карточках):
1. What did the Old Lady have for dinner?
2. What was The Black man doing when the Old Lady saw him?
3. What did The Old Lady take from the Black man?
4. What did the Black man gave her?
5. Why did The Old Lady call up to police?
Демонстрируется первый эпизод видеофильма. Затем проводится беседа по вопросам, которые были заданы (проверка понимания просмотренного отрывка). Для закрепления материала ученики выполняют задание «Правильно - неправильно» (индивидуально). На доску выписаны следующие фразы:
1. The Old Lady saw The Métis on her place.
2. The Old Lady had only tea for dinner.
3. The Old Lady saw that The Black man eaten her dinner.
4. The Old Lady took off her coat before eating.
5. The Old Lady smiled to see The Black man.
После выполнения упражнения проводится взаимоконтроль, затем правильные варианты ответов ученики зачитывают вслух по цепочке.
На дом задается задание написать возможный вариант развития событий.
Следующий урок начинается с проверки нескольких работ. Учитель вместе с учениками обсуждают различные варианты развития событий.
Ученики повторяют лексику с прошлого урока, выполняют упражнение на повторение материала (в парах). Нужно расположить предложения в правильной последовательности:
(2)The Old Lady gave money.
(5)The Old Lady returned.
(1)The Old Lady took dinner.
(6)The Old Lady saw The Black man.
(4)The Old Lady took off her coat.
(3)The Old Lady put her handbag.
Учитель просит учеников зачитать предложения в правильной последовательности вслух по цепочке.
И им предлагается посмотреть второй эпизод.
3. Послепросмотровой этап
Чтобы проверить понимание сюжета ученикам необходимо ответить на вопросы, которые были поставлены перед ними непосредственно перед просмотром фильма.
Проводят беседу, в которой обсуждают данную ситуацию и возможные пути развития данного сюжета. Беседа может быть фронтальной или в парах (развитие речи каждого ученика). Можно дать ученикам задание рассказать, как они бы поступили на месте того или иного героя.
Можно порекомендовать исправить характеры героев и их биографии.
Можно инсценировать данный фильм с продолжением, а можно посмотреть его еще раз, причем ученики будут озвучивать действия героев.
В качестве домашнего задания можно порекомендовать пересказ фильма в различных вариантах: от первого лица старушки, от лица негра, от третьего лица (кассирши или посетительницы).

Библиография
1. Андриевская В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения в школе // Иностранные языки в школе. - 1985. № 6. -с. 3-8.
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. - 1999. №3 - с 20-25.
3. Барменкова О.И. Использование кинофрагментов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1987. №5 - с 89-90.
4. Гуляева B.C. Использование видеофильмов для развития коммуникативной компетенции студентов. - Совершенствование преподавателя иностранных языков в школе и в ВУЗ-е. - Киров , 1998. с 52-57.
5. Кашкуревич Л.Г. Формирование различных видов речевой деятельности с помощью кинофильмов //Иностранные языки в школе. - 1984. №1-с 57-58.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40