ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Введение

По данным социологических исследований будущий специалист в вузе получает далеко не весь объем знаний и практических умений, необходимый ему для успешной реализации в профессиональной деятельности. Это обусловлено более медленным, по сравнению с интенсивными переменами в науке и производстве, развитием учебных программ и технологий обучения, традиционным консерватизмом в образовании. Поэтому выпускникам вуза многое в профессии придется осваивать самостоятельно.

Составным компонентом организации самостоятельной работы студентов в структуре подготовки высококвалифицированных кадров является научно-исследовательская деятельность как важнейшее условие развития самостоятельного профессионального творчества будущих специалистов. В организации этой деятельности студентов необходимо учитывать ее ориентацию на потребности будущего работодателя. Интересы науки (техники, технологии) следует предусмотреть и при выборе тем, и при отборе студентов, желающих работать в науке и потенциально способных внести в нее свой вклад. В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности студенты повышают свою профессиональную компетентность или, по крайней мере, создают для этого необходимые условия, так как у них появляется возможность реальной отработки умений и навыков анализа проблемы, сопоставления существенного и несущественного в ее решении, выдвижения разнообразных гипотез, построения инновационных моделей их решения, выбора из них наиболее рациональных и т.д.

Тема исследовательской работы студента может сочетаться с изысканиями научного руководителя или исследовательской темой кафедры, но, в основном, она должна быть ориентирована на интересы самого студента, на его сознательные, целенаправленные и самостоятельные действия в творческом развитии научных (педагогических, технических, технологических) знаний и умений, овладении им методологией научного творчества.

В самостоятельной научной деятельности студенты осваивают методы, средства и формы этой деятельности, осознают ее логику и цели, направленные не только на достижение учебных целей, но и на подготовку будущих специалистов к продуктивной профессиональной деятельности. Во время обучения будущий специалист должен быть включен в реальный творческий процесс создания новой конкурентно-способной разработки и обеспечения условий ее реализации. Студентам предоставляется возможность профессионально самореализоваться посредством выполнения курсовой научно-исследовательской работы, комплексного дипломного проекта – выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнения научно-педагогических, научно-технических заданий в период практики, участия в студенческих учебно-научных и научно-технических объединениях и т.д.

Успех любой деятельности во многом определяется ее условиями, а самостоятельная работа студентов – в первую очередь информационным, организационным и методическим обеспечением. Информационное обеспечение дает ответ на вопросы «что исследовать и что изучать», организационное – «как распорядиться пространственно-временными ресурсами» и методическое – «как исследовать и как изучать». Собственно, под обеспечением научно-исследовательской работы студентов традиционно понимается процесс создания оптимальных условий, гарантирующих удовлетворение потребностей студентов в информационных источниках, организационных мероприятиях и методических предписаниях. В качестве одной из составляющих таковых условий и выступает настоящее пособие.

Материалы пособия базируются на Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом № 1155 Министерства образования РФ от 25.03.2003 г. Кроме того, при написании работы учитывался солидный опыт, накопленный кафедрой информатики и методики обучения информатике факультета информатики ВятГГУ.

В работе раскрывается специфика организации самостоятельной деятельности студентов в процессе получения ими высшего образования. Пособие состоит из пяти глав и приложений. Первая глава посвящена логике научного исследования. В ней раскрываются особенности планирования научно-исследовательской деятельности студентов, а также ее содержание на каждом этапе. Во второй главе подробно описаны основные виды и структура исследовательских работ студентов. Особое внимание уделено курсовым и дипломным проектам. В третьей главе отражены единые требования к представлению результатов научно-исследовательской деятельности. Четвертая глава предназначена, в основном, для руководителей и рецензентов исследовательских работ. В ней говорится о том, как правильно написать рецензию и оценить работу. В пособии также подробно раскрывается и процедура защиты научно-исследовательского проекта студентов. Этому вопросу посвящена пятая глава. Таким образом, пособие содержит описание особенностей различных форм исследовательской работы студентов, характеристику основных этапов подготовки работы к защите, требования к содержанию и оформлению результатов исследования, критерии оценки работы и варианты подготовки ее к защите.

Такая последовательность изложения позволяет подробно раскрыть методику организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Пособие не заменит научного руководителя. Оно направлено на содействие студенту в осознании им конкретных этапов научного исследования, помощь ему в анализе имеющихся знаний, опыта и определении собственной научной позиции, а также в подготовке результатов исследования к достойной защите.

Глава 1. Логика научного исследования

1.1 План исследования

Любое научное исследование состоит из трех этапов – подготовительного, основного и заключительного. Сначала рассмотрим содержательную основу и результаты этих этапов кратко, затем более подробно.

Подготовительный этап

Содержательная основа

1. Определение актуальности исследования, формулировка проблемы, темы, цели, выделение объекта и предмета исследования.

2. Постановка задач исследования и составление плана исследования.

3. Определение методов исследования.

4. Определение практической базы исследования.

5. Составление списка литературы по выбранной проблеме.

Результат: первый вариант введения и план работы.

Основной этап

Содержательная основа

1. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий.

2. Исследование опыта решения данной проблемы. Разработка теоретической модели. Поиск форм и методов ее реализации.

3. Реализация теоретической модели. Создание опытного образца и его тестирование. Обобщение и интерпретация экспериментального (практического) материала.

Результат: написание теоретической и практической части работы.

Заключительный этап

Содержательная основа

1. Определение новизны исследования, его теоретической и практической значимости.

2. Определение обоснованности и достоверности результатов исследования.

3. Анализ выполненной работы и перспектив ее продолжения.

4. Оформление и литературная редакция работы. Подготовка доклада и презентации.

5. Защита исследовательской работы (для ВКР).

Результат: оформление работы в соответствии с требованиями. Защита исследовательской работы.

1.2 Подготовительный этап

Актуальность, проблема, цель исследования

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы. Актуальность обуславливается:

наличием противоречий,

неизученностью темы;

возможностью решения практической задачи.

Противоречия имеют место, если в результате анализа проблемы оказывается, что:

новая практика эффективнее прежней;

новая практика не соответствует старой теории;

новая система взглядов противоречит старой теории.

При этом изучаемый вопрос не должен иметь уже найденного ответа.

Проблема – это сложная ситуация, требующая разрешения. Формулировка проблемы исследования помогает студенту научиться вычленять вопрос, на который он хочет получить ответ. При конкретно сформулированной проблеме исследователь яснее представляет себе смысл предстоящей деятельности, осознанно определяет тему, цель и задачи работы.

Тема – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, её формулировка одновременно уточняет проблему.

Цель исследования – это описание сути решения обозначенной в теме проблемы. Иными словами, это то, что мы хотим получить при проведении исследования.

Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Обычно выделяют 3-4 задачи следующих направлений – анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки, апробации и т.д. Задача может являться предметом отдельной главы или раздела исследования.

Сложной процедурой является выявление объекта и предмета исследования. Объект исследования – это сфера поиска. Такими объектами могут быть системы, явления или процессы. Предмет исследования: ограниченный аспект поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Примеры

1. Проблема: отсутствие эффективных систем автоматического пополнения знаний в экспертных системах.

Тема: построение модуля пополнения знаний для экспертной системы.

Цель: разработать модуль пополнения знаний для оболочки продукционной экспертной системы на основе метода репертуарных решеток.

Задачи:

исследовать методы пополнения знаний в экспертных системах;

проанализировать существующие системы пополнения знаний;

построить модель пополнения знаний на основе репертуарных решеток;

реализовать программный модуль пополнения знаний для оболочки экспертной системы.

Объект исследования: экспертные системы.

Предмет исследования: процессы пополнения знаний в экспертных системах.

2. Проблема обусловлена необходимостью разрешения противоречия между современным состоянием подготовки будущих учителей информатики и развитием методов параллельной обработки информации.

Тема: лабораторный практикум по методам параллельной обработки информации.

Цель: разработка содержания лабораторных работ по дисциплине «Методы параллельной обработки информации».

Задачи:

проанализировать существующие учебные курсы по методам параллельной обработки информации;

определить структуру лабораторного практикума;

разработать содержание лабораторного практикума

экспериментально проверить эффективность разработанного лабораторного практикума.

Объект исследования: подготовка студентов по специальности «учитель информатики».

Предмет исследования: содержание дисциплины «Методы параллельной обработки информации».

3. Проблема обусловлена наличием противоречия между современными потребностями решения задач с большими массивами данных и существующими последовательной алгоритмами обработки информации.

Тема: сравнительный анализ последовательных и параллельных алгоритмов формирования минимального остовного дерева графа.

Цель: анализ некоторых последовательных и параллельных алгоритмов нахождения минимального остовного дерева для выявления из них наиболее эффективных.

Задачи:

пояснить важность задачи нахождения минимального остовного дерева графа для решения практических задач;

проанализировать эффективность последовательных алгоритмов Борувки, Соллина, Краскала и Прима нахождения минимального остовного дерева;

разработать параллельную реализацию каждого алгоритма;

провести сравнительный анализ производительности и эффективности обеих реализаций.

Объект исследования: алгоритмы на графах.

Предмет исследования: алгоритмы формирования минимального остовного дерева графа.

4. Проблема: каким образом учитель может эффективно содействовать интеллектуальному развитию учащихся на уроках информатики?

Тема: интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики.

Цель: разработать и реализовать на практике систему приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Задачи:

проанализировать теоретические аспекты интеллектуального развития учащихся в процессе обучения;

охарактеризовать процесс интеллектуального развития учащихся на уроках информатики;

разработать систему приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики;

проверить эффективность предлагаемой системы приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики во время педагогической практики.

Объект исследования: процесс интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Предмет исследования: система приемов интеллектуального развития учащихся на уроках информатики.

Составление плана работы

Работая над планом дипломной или курсовой работы, студент учится её структурировать, определять последовательность и характер раскрытия вопросов по проблеме исследования. Умение составить план работы и организовать свою деятельность по его реализации – одно из ведущих в процессе самостоятельной проработки каких-то вопросов и проблем. На этом этапе наиболее типичны следующие ошибки:

отход от основной темы;

обилие глав и параграфов.

При построении работы следует исходить из следующих примерных пропорций:

для курсовой работы (общий объем – 25-30 страниц):

o введение – 2-3 страницы текста;

o теоретическая часть – 10-15 страниц (1-2 главы);

o экспериментально-практическая – 10-15 (1-2 главы);

o заключение – 1-2 страницы;

для дипломной работы (общий объем – 40-50 страниц):

o введение – 3-4 страницы текста;

o теоретическая часть – 20-25 страниц (1-2 главы);

o экспериментально-практическая – 15-20 (1-2 главы);

o заключение – 3-4 страницы.

Методология и методика исследования

Нет необходимости в самом начале работы над дипломным исследованием добиваться точных формулировок проблемы, цели, задач исследования. Но понять, на какой вопрос надо получить ответ, с каких позиций его решать, определить общую стратегию работы, отобрать и отработать методы исследования необходимо в самом начале. Именно на этом этапе разработки исследования уровень сформированности у студента навыков самостоятельной работы становится решающим.

Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы. Методы исследования – это способы и приемы познания объективных закономерностей исследуемых процессов. Методика научного исследования – это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции научного исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Существуют разные группы общенаучных методов:

общетеоретические (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстракция и конкретизация, классификация);

математические (ранжирование, шкалирование, корреляция);

социологические (анкетирование, интервьюирование, рейтинг);

социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

и др.

Следует осознавать, какие методы используются на разных этапах исследования, и желательно указывать эти методы во введении или при написании основной части.

Определение практической базы исследования

Любая курсовая или дипломная работа должна содержать практическую часть, например, программную реализацию рассматриваемых алгоритмов, готовый программный продукт, разработанный лабораторный практикум, результаты педагогического эксперимента и т.д.

Круг конкретных практических задач может определяться двумя различными путями. В первом случае основной является теоретическая часть исследования, а практические задачи выбираются исходя из рассмотренных в теории вопросов (путь «от теории к практике»). В другом случае тема исследования обуславливается актуальной практической задачей, и тогда теория служит базой для её решения (путь «от практики к теории»).

Выбор языка и системы программирования чаще всего определяется предпочтением исследователя, однако в работе желательно указывать основания для выбора того или иного языка или системы.

Составление библиографического списка

Смысл работы над литературой должен сводиться к тому, чтобы, сделав общий обзор источников по теме, выбрать по-настоящему ценные, суметь определить ведущих авторов, работающих по данной проблеме. Это довольно сложный этап выполнения дипломной работы. Отобранные источники надо внимательно прочитать и проанализировать. В этом дипломнику поможет, например, заполнение следующей таблицы:

Фамилия и инициалы авторов Смирнов К.Л. Петрова И.С. Рыбаков С.Т. и т.д.

Общие позиции

Различия в подходах

Для заполнения таблицы не следует механически переписывать большие отрывки, необходимо предварительно их осмыслить, выделить основные идеи, лаконично изложить, сохранив авторскую мысль и оригинальность суждения. Делая выписки, надо указывать источник, из которого они взяты. При цитировании, фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость что-то из цитаты убрать, сделать купюры, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие.

Форма обобщающей таблицы зависит от специфики обрабатываемой информации. Необязательно пользоваться таблицей именно такого вида. Важно творчески подходить к исследованию, находить свои методы и решения.

Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте работы его следует представлять примерно так: «Существует много различных подходов к данной проблеме. Ведущими авторами можно считать... Есть целый ряд положений, которые объединяют на первый взгляд разные подходы... Но есть и существенные отличия...» и т.д.

Развести и соединить различные школы и направления недостаточно. Дипломнику необходимо определить собственную позицию на основе изложенных идей. Возможны варианты, когда дипломник присоединяется к одной из наиболее привлекательной для него интерпретации: конструирует обобщенный подход на основе 2-3 направлений, частично или полностью не соглашается ни с одним ученым и пытается выразить свое отношение к проблеме. Несмотря на то, что последняя попытка чаще всего бывает достаточно наивной, её всячески надо поддерживать, рекомендуя студенту основательно аргументировать свою точку зрения, искать доказательства не только «за», но и «против». При этом в конечном счёте остаётся самостоятельное видение проблемы, появляется подлинная убеждённость в правильности отстаиваемой идеи. Такая работа вырабатывает критический, вдумчивый подход к имеющимся взглядам и теориям, умение их воспринимать и творчески перерабатывать или аргументировано отводить и подвергать сомнению.

1.3 Основной этап

Теоретическая часть

Анализ и уяснение теоретического материала – трудоемкий процесс. Дипломник должен, прежде всего, разобраться в основных понятиях своего исследования, провести «операцию», называемую «анализом базовых понятий». К примеру, тема работы «Разработка компонента для реализации нейронной сети». В теоретической части надо проанализировать такие понятия: модели нейронов, персептрон, многослойная нейронная сеть, нормализация данных, метод обратного распространения ошибки. Или тема: «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики». В теоретической части следует проанализировать три ключевых понятия: интеллект, интеллектуальное развитие, интеллектуальное развитие на уроках информатики.

Типичные ошибки, допускаемые студентами при написании теоретической части исследования:

1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом одинаковые подходы к данному вопросу могут даваться как различные, так как дипломник за отличающимся внешним речевым оформлением идей не видит их содержательной однозначности.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовал дипломник в литературных источниках, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений реального процесса. Такой подход растворяет собранный практический материал, которого и так не бывает слишком много. Кроме того, далеко не всегда совпадают идея и ее иллюстрация, так как такое доказательство чужих идей надо делать очень осторожно и после всестороннего анализа, как теоретических аспектов изучаемой проблемы, так и собственного опыта и его интерпретации. Отметим также, что у выпускников к моменту написания дипломной работы далеко не всегда имеется устоявшаяся система взглядов и оценок.

4. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.

5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесного параграфа материал или из-за их дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 7-8 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 5-8 страниц.

6. Несоразмерность частей дипломной работы: теоретическая – 50-60 страниц, а практическая – 7-10; или один параграф – 5 страниц, а другой – 20.

7. Большой объем теоретической части, когда она составляет до 70-80 страниц текста. Это чаще всего свидетельствует о неумении дипломника анализировать, отбирать и группировать материал.

В теоретической части дипломной работы необходимо осветить и проанализировать имеющийся практический опыт, представленный в публикациях периодической печати или специальных изданиях. Для дипломника работа над такими источниками является образцом подходов к отбору и анализу собственного опыта. Кроме того, умение видеть в конкретном опыте встречные подступы к решению той или иной научной проблемы – ценное качество будущего исследователя. В своей деятельности выпускник будет уважительно относиться к научным теориям и разработкам, научится давать им обоснованную объективную оценку.

Практическая часть

В процессе сбора и осмысления теоретического материала необходимо закладывать основы опытно-экспериментальной работы.

Рассмотрим типичные ошибки, допускаемые студентами на этапе практической работы.

1. Опытно-экспериментальная часть построена только на описании работы новатора: чистая фиксация, без оценки и выявления причинно-следственных связей, опора лишь на один метод.

2. Набор разных, подчас очень интересных методик, но без обоснования их целесообразности и логичности в общей структуре эксперимента. Нередко подробнейшим образом описывается методика исследования и ее применение, но очень нечетко представляются полученные результаты.

3. В работе не представлена методика исследования, его проведение и результаты, дан только анализ.

4. Ограниченность экспериментальной работы небольшим количеством практического материала.

5. Выводы делаются без проверки полученных результатов несколькими объективными методиками. Результаты определяются эмоционально и субъективно.

Завершает дипломное исследование заключение. Если во введении должны быть сформулированы задачи исследования, то в заключении необходимо дать определенные ответы на них, а не доказывать вновь, как это нередко бывает, актуальность избранной темы.

1.4 Заключительный этап

На заключительном этапе дипломник подводит итоги проведенного исследования, оформляет работу в соответствии с требованиями и подготавливается к защите.

Под подведением итогов подразумевается определение научной новизны и практической ценности исследования, обоснование достоверности результатов, а также анализ перспектив продолжения работы.

Научная новизна присутствует в работе в том случае, если исследователь может применить слово впервые, характеризуя результаты. Таким образом, если в ходе обзора состояния исследований по выбранной проблематике не было выявлено результатов, полученных в работе, дипломник вправе претендовать на научную новизну. При указании научной новизны исследования следует выделять черты, отличающие полученные результаты от известных ранее.

Примеры научной новизны: разработка новых приемов (системы приемов), методов, алгоритмов или модификация существующих, проведение глубокого подробного анализа проблемы, предложение нового подхода к решению проблемы.

Практическая ценность исследования определяется тем, в какой мере полученные результаты можно привнести в повседневную деятельность организаций, учреждений или отдельных людей. То есть, работа обладает практической ценностью, если её результаты были или могут быть внедрены, например, в образовательный процесс вуза или школы, в производственный процесс предприятия, в бизнес-процесс фирмы.

Достоверность результатов означает их надежность (обоснованность, бесспорность), подтвержденную рядом экспериментов. Достоверность во многом определяется источниками, библиографическими или электронными. Следует критически подходить к достоверности источников, особенно полученных из Интернета.

Иногда достоверность можно доказать математически, это самый надежный способ обоснования. Однако такая возможность встречается достаточно редко, поэтому самый распространенный способ – это подтверждение достоверности при помощи эксперимента.

Дипломная или курсовая работа производит очень хорошее впечатление, если автор анализирует перспективы продолжения исследований. Могут быть намечены пути дальнейшего развития темы, обозначены актуальные задачи, нерешенные в исследовании, выделены конкретные методы или алгоритмы, требующие рассмотрения.

На завершающем этапе принимают окончательный вид две наиболее важные части работы – введение и заключение. Обычно во введении указываются актуальность, проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В заключение выносятся обоснование достоверности и анализ перспектив продолжения исследования. Научная новизна, практическая ценность, информация о внедрении результатов исследования могут быть указаны как во введении, так и в заключении, а иногда и там и там.

1.5 Последовательность выполнения

Для выполнения выпускной квалификационной работы можно предложить следующий примерный план.

Сентябрь-октябрь: утверждение тем ВКР, выбор темы и научного руководителя, первое общение с руководителем, уточнение темы работы, составление примерного календарного плана.

Ноябрь-декабрь: обзор литературы, источников из Интернета, написание и представление руководителю первоначального варианта введения и обзорной части ВКР, составление содержания теоретической и практической глав.

Январь-февраль: написание и представление руководителю теоретической части работы, начало работы над практической частью (написание программ, проведение экспериментов).

Март-апрель: завершение и представление руководителю практической части, уточнение теоретической главы в соответствии с практической, подготовка и проведение предзащиты проекта.

Май-июнь: написание окончательного варианта введения и заключения, оформление текста ВКР, утверждение работы руководителем, рецензирование ВКР, подготовка к защите и защита работы.

Следует особо выделить необходимость регулярного общения дипломника с научным руководителем. Опыт показывает, что непосещение консультаций дипломником практически всегда ведет к слабому уровню ВКР и, как следствие, к низкой оценке в дипломе. Кроме того, научный руководитель вправе поставить вопрос о прекращении работы над ВКР, если убеждается в невозможности завершения её в срок.

Последовательность выполнения курсовой работы очень похожа на представленную выше и отличается сжатостью сроков – курсовая работа должна быть выполнена и защищена в течение одного семестра.

Глава 2. Виды и структура исследовательских работ

В период учебной деятельности студенты выполняют два основных вида исследовательских работ – курсовые работы и выпускные квалификационные работы (ВКР, дипломные проекты).

2.1 Курсовая работа

Курсовая работа является учебно-исследовательской работой студента. Цель – освоение студентами элементарных умений исследовательской работы. Курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. Структура курсовой работы зависит от ее характера.

Структура курсовой работы реферативного характера

введение (актуальность, значение темы, проблема и цель работы);

теоретическая часть (излагается история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, материал систематизируется и обобщается автором работы);

заключение (выводы, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы);

список используемой литературы;

приложения.

Структура курсовой работы практического характера

введение (актуальность и значение темы, формулировка проблемы, цели, объекта и предмета исследования, задач работы);

основная часть обычно состоит из двух разделов (в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, во втором – практическая часть, которая представлена описанием программ, расчетами, графиками, таблицами, схемами и пр.);

заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы);

список используемой литературы;

приложения.

Структура курсовой работы опытно-экспериментального (педагогического) характера

введение (актуальность и значение темы, формулировка проблемы, цели, объекта и предмета исследования, гипотезы и задач работы);

основная часть (в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; во втором – план проведения педагогического эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, обоснование выбранной системы методов исследования, основные этапы педагогического эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы);

заключение (выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов)

список используемой литературы;

приложения.

Общие рекомендации по написанию разделов курсовой работы

Во введении, как правило, должно быть обоснование актуальности избранной проблемы, формулировка проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования. Сделано обоснование выбранным методам исследования. Представлена структура работы. Имеет смысл перечислить ведущих специалистов и исследователей выбранной проблемы и направления их поисков.

Основная часть курсовой работы может быть представлена несколькими параграфами (но не более 3-4). Например, первый параграф – теоретический аспект проблемы исследования, второй – конкретный теоретический аспект проблемы исследования, третий – изложение и анализ опыта решения выбранной проблемы, представленный в литературе, четвертый – небольшая экспериментальная работа или описание элементов изученного опыта.

В заключении, не повторяя дословно выводов по параграфам, делаются общие выводы по изученному вопросу в соответствии с поставленными задачами исследования, формулируются положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе (если она формулировалась).

2.2 Выпускная квалификационная работа

Написание дипломной работы выпускниками вуза является серьезной проверкой качества их подготовки.

Приведем цитату из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050202.65 Информатика:

«Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности 050202.65 Информатика, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по специальностям педагогического образования…

…Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель».

В ходе выполнения дипломной работы необходимо сформировать у студента твердое убеждение в том, что исследование реальных явлений – процесс сложный, кропотливый, требующий изучения многочисленных данных, тщательной их проверки и перепроверки, прежде чем сделать какой-то теорети¬ческий или практический вывод. Безусловно, в ходе исследования дипломник открывает для себя новые идеи, постигает сложность неоднозначность, многофакторность исследуемых процессов и явлений. Поэтому серьезное, умело проведенное исследование не может быть повторением общеизвестных истин. Осознание практической значимости выполненной работы также является показателем сформированности профессиональной готовности.

В процессе выполнения дипломной работы решаются следующие задачи, профессионально значимые для специалиста:

углубление, расширение и систематизация знаний по из¬бранной проблеме;

овладение элементами методики научного иссле¬дования: выделение и постановка проблемы, анализ базовых по¬нятий, теоретическое обоснование избранной темы, планирова¬ние и проведение констатирующего эксперимента, введение эле¬ментов преобразующего эксперимента в реальный процесс, правильная интерпретация полученных данных;

формирование интереса к научно-исследовательскому поиску;

развитие и совершенствование самообразовательных потребностей и умений;

выработка самостоятельной позиции, умений ее отстаивать и защищать;

диагностика уровня профессиональной зрелости выпускника и его готовности к практической деятельности.

Дипломные работы условно можно разделить на несколько групп: теоретико-экспериментальные, реферативные, практические или опытно-экспериментальные.

Теоретико-экспериментальные работы предполагают достаточно глубокий, самостоятельный анализ и оценку состояния изучаемой проблемы в современной науке и возможную на уровне дипломной работы опытно-экспериментальную проверку выдвинутых идей. При этом студент иногда проверяет не только уже известные положения, но и некоторые собственные идеи и предположения в данном вопросе, хотя их абсолютная научная ценность может быть незначительна. ВКР такого уровня могут быть основой для будущей кандидатской диссертации.

В реферативных исследованиях дипломник анализирует научный эксперимент или опыт работы, описанный в специальной литературе. Основным источником информации являются произведения авторов по выбранной проблеме. С одной стороны, такие работы полезны и интересны. С другой – возникает опасность, что они будут носить компилятивный характер и представлять собой не столько дипломное исследование, сколько научный реферат. Содержание такой работы должно отражать самостоятельность в оценках и суждениях, умение провести компетентный анализ идеи или опыта, аргументацию автора выпускной, его четкую позицию. Ценно, если студент пытается отдельные положения проверить на собственном опыте работы.

ВКР практического характера подразумевают разработку программного продукта, с его последующим использованием в деятельности какой-либо организации или фирмы. Упор делается на основательную предварительную (до этапа программирования) проработку предметной области, составления её модели, тщательное документирование этапов разработки.

Опытно-экспериментальные работы предполагают проведение педагогического эксперимента в школе или в вузе.

Глава 3. Оформление работы

К оформлению дипломных и курсовых работ предъявляются обязательные для выполнения требования. Работа должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

содержание;

введение;

главы основной части с параграфами;

заключение;

библиографический список;

приложение.

Работа должна быть выполнена на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210x297 мм). Шрифт – Times New Roman, размер шрифта –14, межстрочный интервал – 1,5, выравнивание – по ширине, без переносов, абзац – 5 знаков. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Необходимым является наличие содержания работы с указанием страниц. В тексте введение, главы, заключение, библиографический список и приложение начинаются с новой страницы. Параграфы обязательно озаглавливаются, нумеруются и выделяются двумя интервалами и жирным шрифтом. Точка после названия параграфа не ставится. Названия параграфов должны полностью соответствовать их формулировке в содержании работы.

Нумеруется работа начиная с титульного листа (см. Приложения I и II), номер страницы на титульном листе не указывается. Нумерация страниц – сквозная. Считаются все страницы, что бы на них ни было: текст, схемы, таблицы, рисунки, материалы приложения. Номер страницы указывается вверху в середине страницы.

Иллюстрации (схемы, рисунки, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Слово «Рисунок», порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией, в конце названия точку не ставят. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Иллюстрацию, слово «рисунок» и его наименование располагают посредине строки.

Таблицы применяются для лучшей наглядности, удобства сравнения показателей. Если таблица имеет название, оно должно точно отражать её содержание, быть кратким. Название помещается над таблицей слева, без абзацного отступа. Таблицы нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами (в Приложении таблицы каждого приложения нумеруются отдельно арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения: Таблица А.1). Допускается нумеровать таблицы в каждом разделе: Таблица 2.1. Если в документе одна таблица, она обозначается как Таблица 1 или Таблица В.1.

При переносе на другую страницу части таблицы с большим количеством строк название помещают только над таблицей на первой странице, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над частями, расположенными на следующих страницах, пишут слово «Продолжение таблицы» и указывают её номер, например: «Продолжение таблицы 1». Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

Если текст таблицы повторяется в разных строках, то а) текст из одного слова при первом повторении заменяется кавычками; б) текст из двух и более слов при первом повторении заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Повторение цифр, марок, знаков, математических символов не допускается заменять кавычками. Если какие-либо данные в ячейке таблицы не приводятся, в ней ставится тире.

Таблица помещается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Ссылки в тексте должны быть на все таблицы: слово «таблица» с указанием её номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют с заголовком одно предложение, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение.

В конце ячеек точки не ставятся.

В таблице допускается применять размер шрифта меньший, чем в тексте.

Таблицы справа, слева, сверху и снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, можно не проводить, если это не затрудняет пользование таблицей, но головка таблицы всегда отделяется линией от остальной части таблицы. Заголовки записывают параллельно строкам таблицы. Перпендикулярное расположение возможно лишь при необходимости.

Пример оформления таблицы.

Таблица 1 – Название таблицы

Головка Заголовки граф

подзаголовки граф

Боковик

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Перенос производится на месте знака равенства (=), знаков (+), (–), (х), (:) или других математических знаков, причём знак в начале следующей строки повторяют. При переносе на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы нумеруются порядковой нумерацией по всему тексту арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке:

(1)

Единственную формулу в тексте тоже нумеруют.

Допускается нумерация в пределах раздела, например: (3.1).

В приложениях применяется отдельная нумерация в пределах одного приложения, например: (А.1).

Ссылки в тексте даются в скобках: «…в формуле (1)».

Библиографический список должен быть достаточно представительным и содержать не менее 15-20 названий использованных и проработанных источников. Он оформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями (см. Приложение III).

В приложении, если оно есть, помещают исследовательские материалы, таблицы и графики, если они значительно перегружают основной текст работы. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц работы. Приложение, обычно, разбивается на группы включенных в него материалов, которые получают нумерацию римскими цифрами или заглавными буквами латинского алфавита: Приложение I, Приложение II и т д. (Приложение А, Приложение В и т д.).

Глава 4. Рецензирование и оценка исследовательской работы

4.1 Типовой план рецензии

1. Предмет анализа.

2. Актуальность темы.

3. Формулировка основного тезиса.

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка работы (анализ положительных качеств работы).

6. Недостатки и недочеты (анализ отрицательных сторон работы, указание недостатков по ее оформлению).

7. Выводы (рекомендации по подготовке к защите, решение о допуске к защите).

4.2 Этика рецензента

1. Знать научное направление, в рамках которого выполнена работа.

2. Во время чтения исследовательской работы обязательно делать пометки, проверять даты, имена и цифры.

3. Стиль документа – деловой, доброжелательный.

4. Не навязывать в рецензии свое мнение и вкусы. Категоричность высказываний не допускается.

5. Помнить при написании рецензии о том, что оценка степени проработанности автором темы не зависит от личных отношений.

6. В рецензии должна быть отражена научная позиция ее автора.

7. Рецензия зачитывается во время беседы с автором не менее чем за день перед защитой работы.

4.3 Критерии оценки исследовательской работы студента

При оценке курсовой или дипломной работы следует руководствоваться следующими критериями:

актуальность и научная новизна;

степень самостоятельности;

соответствие содержания теме исследования;

логичность и последовательность изложенного материала;

реальность поставленных целей;

качество использованных литературных источников;

оригинальность выводов и предложений;

уровень грамотности (общий и специальный);

соответствие стандартам оформления работы;

практическая значимость выполненного исследования.

Глава 5. Подготовка к защите и процедура защиты

5.1 Подготовка к защите

К защите дипломной работы выпускник готовит выступление на 7-10 минут, в котором ему необходимо кратко изложить методологию исследования, основные теоретические положения, методику и результаты опытно-экспериментальной работы и полученные выводы. Также нужно подготовиться к ответам на возможные вопросы и замечания рецензента.

Процедура защиты дипломных работ проходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и, как правило, строится следующим образом:

выступление дипломника;

ответы защищающегося на поставленные перед ним вопросы:

заслушивание рецензии;

ответ дипломника на замечания рецензента;

выступление руководителя с оценкой дипломника как исследователя без оценки качества самой выпускной работы;

свободное выступление по работе членов ГЭК или присутствующих на защите;

ответы защищающегося на возникшие новые вопросы и замечания и заключительное выступление с благодарностью всем, кто оказал помощь и поддержку при выполнении работы.

При оценке работы учитывается уровень выполнения и оформления дипломной работы и то, как представил дипломник свою работу и отвечал на поставленные вопросы и высказанные замечания.

К защите студент готовит доклад, представляющий собой краткое публичное выступление.

Этапы подготовки к защите:

1. Определение цели и места выступления.

2. Подбор необходимого материала.

3. Составление плана доклада.

4. Композиционное оформление доклада.

5. Запоминание текста, подготовка тезисов.

6. Подготовка презентации доклада.

7. Подготовка примерных вопросов и варианта ответов на них.

8. Репетиция выступления.

5.2 Подготовка презентации

В последнее время наметилась тенденция сопровождать свои выступления во время защиты исследовательских работ презентациями, выполненными в режиме слайд-шоу. Такая презентация, разработанная, например, в программе MS PowerPoint, представляет собой набор последовательных слайдов, в которых можно широко использовать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию, готовые варианты дизайна. Несомненно, студент может значительно улучшить восприятие идей своего исследования, если он сумеет распределить материал на слайдах с учетом принципов информационного дизайна. Кроме того, важно правильно распределить внимание аудитории во время доклада, для чего нужно знать приемы работы со слайдами.

Рамки методического пособия не позволяют в полной мере раскрыть специфику проектирования и демонстрации презентаций во время выступления на защите. Поэтому мы приведем здесь только некоторые наиболее важные советы.

Состав презентации. Обязательная часть

1. Тема и ф.и.о. автора работы.

2. Основные противоречия, проблемы, цель, объект и предмет исследования, задачи, гипотеза.

3. Подробный план исследовательской работы.

4. Ключевые идеи исследования.

5. Результаты.

6. Перспективные цели.

При создании презентаций необходимо добиваться того, чтобы при максимальной информационной насыщенности обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации материала для аудитории. В этом случае слушатели на защите быстрее адаптируются к специфике интерфейса и не отвлекаются на него. Также необходимо создать такую систему изобразительных и звуковых образов, которая комплексно будет воздействовать на ассоциативные образы и идеи, на зрение, слух и воображение аудитории, создаст нужное настроение, поможет прийти к нужным умозаключениям. Этому может помочь знание эргономических характеристик качества презентаций.

Эргономические характеристики качества презентаций

1. Общая визуальная среда на экране должна быть нормальной, благоприятной, гомогенной. При этом она может быть как статической, так и динамической.

2. Цветовая характеристика формируется из условий:

соответствия цветовой палитры относительной видимости предметов изображения;

учета параметров экрана;

оптимальности контраста изображения по отношению к фону;

постоянства используемых цветов, соответствия цветов устойчивым зрительным ассоциациям; яркости цветов объектов по отношению к фону;

оптимальности выбора объекта (шрифта) по отношению к фону;

оптимальности выбора цветов для смыслового противопоставления объектов друг другу;

оптимальности сочетания цвета и яркости изображения.

3. Пространственное размещение информации на экране формируется из условий:

соответствия форм объектов устойчивым зрительным ассоциациям;

использования логических ударений;

оптимальности использования логических ударений;

соответствия последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации;

соответствия полей восприятия графической информации на экране оптимальному порядку изучения;

соответствия пространственного расположения информации на экране оптимальному порядку изучения;

низкой степени засоренности поля главного объекта.

4. Условия максимальной эффективности считывания буквенно-цифровой информации с экрана определяет требования к разборчивости изображения и к параметрам текста.

5. Условие максимальной естественности восприятия человеком звуковой и видеоинформации определяет требования к их использованию во время защиты:

комфортность восприятия,

удобство настройки,

зависимость максимальной разборчивости звуков от уровня громкости,

соответствие звуковой информации устойчивым звуковым ассоциациям,

низкая степень засоренности звукового и видео изображения и т.д.

Если студент правильно отобрал содержание на слайды и оформил его в соответствии с требованиями эргономики и информационного дизайна, то ему необходимо продумать, как он будет использовать слайды во время выступления на защите.

Некоторые советы по использованию презентации во время защиты

1. Перед началом выступления (лучше это сделать заблаговременно!) проверьте исправность оборудования и техники, продумайте оформление пространства во время своего выступления. На защите вы должны видеть одновременно и слушателей, и экран. Не допускается ваше нахождение на фоне освещенного экрана.

2. Во время выступления не принято полностью зачитывать информацию со слайда. Помните, что те, кто вас слушают, тоже умеют читать!

3. Создайте в конце презентации несколько дополнительных слайдов с информацией, которую от волнения можно забыть или вспомнить не сразу. Некоторые студенты помещают на дополнительные слайды цитаты, сложные определения, схемы и пр. – все, что может пригодиться во время защиты.

4. Отбирая информацию на конкретный слайд, помните о том, что на одном слайде не должно быть слишком много слов. Общепринято, что их должно быть не больше 15-30, включая предлоги, числа, заголовки и т.п. Да и самих слайдов для основного выступления может быть не более 10.

5. Проверьте тексты каждого слайда на наличие орфографических, синтаксических и прочих ошибок. Помните о том, что одна такая ошибка может испортить впечатление от всей вашей работы в целом. Если вы заметили ошибку на слайде во время выступления – исправьте ее немедленно!

6. Познакомьтесь с редакционно-издательскими требованиями для этого способа подачи информации. Например, на слайде не ставят точки в заголовках и в конце последнего предложения. Есть своя специфика в изображении на слайдах таблиц, диаграмм и пр.

7. Помните о том, что последовательность слайдов можно легко изменять. Воспользуйтесь этим преимуществом во время ответов на вопросы.

8. При необходимости привлечения внимания к себе во время выступления можно воспользоваться приемом «черный экран» (В режиме демонстрации нужно нажать на клавиатуре букву «и», в результате – темный экран, глаза отдыхают. Возвращение к просмотру слайдов – любая клавиша).

9. Придумайте оригинальное окончание выступления. Избегайте банальных фраз: «Спасибо за внимание» и т.п.

Условно можно выделить следующие этапы в разработке презентаций:

Этап разработки Задачи этапа Результат этапа

1. Подготовительный этап Определение цели, плана и места презентации, выбор или создание авторского образа будущей презентации Макет будущей презентации

2. Этап непосредственной разработки Определение общей логики и структуры презентации, последовательности и наполнения слайдов Презентация (черновой вариант)

3. Итоговый этап Коррекция содержимого слайдов в соответствии с принципами информационного дизайна Презентация в программе MS PowerPoint

4. Репетиция Совмещение собственного выступления и чередования слайдов Готовый вариант вашего выступления на защите

5.3 Результаты защиты

Выпускной квалификационной работе могут быть присвоены оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» Результаты объявляются председателем ГЭК по окончании всех защит, назначенных на текущий день.

Студент, защитивший ВКР на оценку «отлично» и сдавший в процессе обучения не менее 75% экзаменов на «отлично», а остальные – на «хорошо», может претендовать на диплом с отличием («красный» диплом).

При неудовлетворительной оценке ВКР Государственная экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой или должен разработать новую тему. Студент, не прошедший в установленный срок государственную аттестацию, отчисляется из университета и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.

Выпускные квалификационные работы, прошедшие защиту, хранятся в университете 5 лет. Копии работ могут быть переданы заинтересованным предприятиям и организациям для внедрения с разрешения проректора университета по учебной работе.

Приложения

Приложение I. Образец оформления титульного листа курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: ___________________________________________________________

Выполнил(а):

Ф.И.О. студента

Курс, группа, специальность

Руководитель работы:

Ф.И.О. преподавателя,

ученая степень, звание

Киров

Год

Приложение II. Образец оформления титульного листа

выпускной квалификационной работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_____________ Ф.И.О.

(подпись)

«___» _____________20___г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

_________________________________________________________________

(наименование работы)

Автор работы ______________ ________________________________

(подпись) (Ф.И.О., группа)

Руководитель работы ______________ ________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Рецензент ______________ ________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Киров

Год

Приложение III. Оформление библиографического списка

Библиографический список должен оформляться в соответствии с установленными требованиями.

Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких, как монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы; дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете.

Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

сведения об авторах;

заглавие;

сведения об издании;

выходные данные;

количественная характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Между фамилией и инициалами ставится запятая. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек. После заголовка в квадратных скобках с прописной буквы приводится слово [Текст]. Далее после «/» повторяются инициалы и фамилия автора.

Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1976. – 463 с.

Если у книги два или более авторов, то в начале описания приводится фамилия первого, а сведения обо всех даются после заглавия и отделяются от него косой чертой «/». Например:

Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

Сведения, является ли книга переводом с иностранного языка (какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., приводятся после фамилии автора и разделяются «;». Например:

Шульц, Д. Я. История современной психологии [Текст] / Д. Я. Шулъц, С. Э. Шульц; под ред. Д. Я. Шульца; пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием. Например:

Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Далее обычно приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (учебное пособие, курс лекций, книга для учителя и т. п.). Вид издания указывается после слова [Текст], отделяется от него двоеточием и пишется со строчной буквы. Например:

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том. Например:

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488 с; Т. 2. – 328 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), затем описание сведений об издании, выходных данных, о количественной характеристике. Например:

Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они обычно приводятся на титульном листе, а часто на его обороте.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении соответственно «М.», «Л.», «СПб.».

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например,

М.: Наука,...

Если книга издана университетом, то указание на издательство дается в следующей форме:

М.: Изд-во Моск. ун-та, ...

Если на титульном листе или его обороте издающая организация не указывается, этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от места издания (или издательства, если оно указано) запятой. После него ставится точка. Количественная характеристика издания отделяется от выходных данных точкой и тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» с точкой. Например:

М.: Смысл, 1998. – 286 с.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в такой последовательности:

Фамилия автора, его инициалы. Заглавие работы [Текст]: дис. ... канд. психол. наук (или дис. ... д-ра психол. наук, или автореф. дис. ... канд. психол. наук, или курсовая работа, или дипломная работа – здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать) / Инициалы и фамилия. – Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа, год представления работы к защите. – Количество страниц в источнике.

Данный тип работ печатается на правах рукописей – обычно в двух, пяти, семи или ста экземплярах. Поэтому указание города и полного названия учебного (или научного) заведения очень важно, поскольку только на соответствующих кафедрах и лабораториях этих учебных (или научных) заведений можно найти текст данной работы (в случае диссертаций еще и в Отделе диссертаций РГБ, а авторефераты диссертаций – в крупнейших библиотеках и информационных центрах страны).

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Если это книга, то сведения даются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию этого вида изданий (как описано выше), кроме количественных характеристик.

Если это журнал или газета, то описание включает:

название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении (оно пишется с заглавной буквы, без кавычек, после него ставится точка);

год издания (отделяется от названия знаком «–», после него ставится точка);

номер (отделяется от года знаком «–», сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «–», далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Ширков, Ю. Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы [Текст] / Ю. Э. Ширков // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – С. 185-200.

Рамуль, К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога [Текст] /К. А. Рамулъ //Вопросы психологии. – 1965. – № 6. – С. 126-135.

Леонтьев, Д. А. Российская реклама в поисках психологии [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическая газета. – 1998. – № 3 (30). – С. 4-6.

Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференций описываются аналогично перечисленным выше типам статей.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Например:

Шалаев, И. К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника // http://www.asuimp.ru.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).


 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40