ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Л.С. Гуржапова



Известно, что игра является одном из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Автор статьи показывает как детально-продуманная и методически-грамотно организованная игра позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера на начальной ступени обучения английскому языку.


«Я буду изучать иностранный язык! Я смогу общаться с настоящими иностранцами!» - такие восторженный мысли обычно возникают у школьников, начинающих изучать иностранный язык. Но получается так, что английский, который казался вроде бы простым, вдруг на самом деле является очень трудным языком (Курт Тухольский).
И то радостное настроение, с которым они начинали посещать уроки иностранного языка постепенно угасает, а иногда и вовсе пропадает. И часто мы слышим: «Я не могу запомнить слова. Мне трудно произнести».
Для нас, преподавателей, это огромная проблема. Настоящий урок – это не тот, что просто прошел, а тот, что запомнился. Запомнился детям, как интересный, познавательный; урок, который оставил след в памяти учеников. Урок, на который хочется прийти еще раз.
Поэтому преподаватели постоянно ищут наилучшие способы взаимодействия с учащимися и преподавания материала.
Одним из таких приемов является игра.
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Игра позволяет детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.
Игра очень эффективна при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста.
В этом возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка [2]. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления [12].
Во – вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом.
В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщающий характер.
Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития [15; 16].
В то же время иностранный язык – сложный предмет, требующий от учащихся напряженной умственной деятельности. Специфика иностранного языка такова, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, также определяется целым рядом отличительных от родного языка особенностей овладения и владения им.
Специфической особенностью иностранного языка является сформированное к нему негативное, субъективное отношение учащихся как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету.
Иностранный язык, действительно, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он делает, и иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка.
Поэтому игра – наилучший способ обучения детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и становление личности. Многие психологи считают, что в игре происходят главнейшие изменения в психике ребенка. Игра формирует качества, нужные для успешного обучения ребенка иностранному языку.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.
В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть.
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Д. Б. Эльконин [21] считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции:
• средство развития мотивационно-потребностной сферы;
• средство познания;
• средство развития умственных действий;
• средство развития произвольного поведения.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С.Выготский [4], ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра – это:
1) деятельность;
2) мотивированность;
3) индивидуализированная деятельность, личная;
4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
5) развитие психических функций и способностей;
6) «учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик) [7].
Применять игру как средство обучения можно при прохождении любой темы, грамматической структуры. Таким образом, и классификация игр может быть разная.
В данной классификации главным принципом послужили определенные уровни или аспекты языка:
1. Игры с буквами;
2. Игры со словами;
3. Игры с предметами;
4. Грамматические игры;
5. Поэтические игры;
6. Загадки, ребусы.
Эта классификация может быть расширена, так как на уровне слова, предложений, текстов могут выполняться и лексические, и грамматические, и стилистические, и орфографические, и фонетические игры. Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен помнить следующее:
1) Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру.
2) В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
3) Игры должны соответствовать возрастным и языковым возможностям учащихся.
4) Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане – говорение. Есть игры, предполагающие письменное выполнение, а также ряд заданий, которые могут по усмотрению учителя выполняться устно или письменно.
5) Не всегда удаётся “вписать” языковую игру в тематику урока. Но учитель должен стараться это сделать.
6) Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане. Роль ведущего могут играть и ученики.
7) Затраты времени на подготовку и проведение игры и её польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
8) Среди многих видов упражнений есть такие, которые являются предметом педагогических дискуссий: корректировочные упражнения. Упражнения, включающие в себя поиск ошибок, полезны тем, что они дарят радость открытия и стимулируют активность учащихся.
9) Языковые игры должны проводиться преимущественно на иностранном языке.
Поскольку целью обучения иностранному языку является формирование навыков и развитие умений, можно классифицировать игры и игровые упражнения в соответствии с этой целью обучения [14].
I. Языковые упражнения, направленные на формирования навыков и развитие умений:
1. Игры для обучения произношению.
2. Игры для обучения слушанию и говорению.
II. Игры, направленные на усвоение определенной лексики.
Куда интереснее вместо обычного заучивания слов по теме, например, на уроке наряжать елку разноцветными шарами, садить бумажные цветы, искать сбежавших из зоопарка зверей, кормить голодного Робина Бобина или считать веснушки у Незнайки.
Будучи на практике в Вятской Гуманитарной Гимназии нас попросили провести уроки английского языка в 7 классах, так как преподаватель заболела. За день до уроков нам сообщили тему урока, дали учебник, рабочую тетрадь и добрые напутствия. Весь оставшийся вечер мы придумывали, как занять ребят, привлечь их внимание и преподнести материал. Ведь это был мой первый опыт преподавания английского языка.
На помощь пришла игра.
В течение нескольких уроков мы играли с ребятами, изучая тему «Животные». Результат превзошел все наши ожидания.
Ребята с удовольствием рассказывали о своих домашних любимцах, изображали различных зверюшек, загадывали друг другу загадки, участвовали в «Поле Чудес», «Угадайке».
По собственному желанию школьники выучили названия других животных и приготовили интересные доклады.
Достаточно лишь внести элемент игры или создать игровую ситуацию, чтобы ребенок сам захотел овладеть изучаемой темой, структурой, запомнить нужные правила.
Игра позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.
Это мощный стимул к овладению языком.

Список литературы

1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»: Пер. с англ. Берн Э. Л., Лениздат – 1992.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М., Просвещение – 1973.
3. Верхогляд В.А. «Английские стихи для детей » - М., 1985.
4. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» - М., 1985.
5. Ж. «Иностранные языки в школе» №5 1981 г./ Верхогляд В.А. «Игры на английском языке для внеклассной работы».
6. Ж. «Иностранные языки в школе» №3 1987 г./Семахина Т.В. «Игры на уроках английского языка на начальной ступени обучения »
7. Ж. «Иностранные языки в школе» №2 1992 г./ Савченко О.Ю. «Игры на уроках английского языка».
8. Ж. «Иностранные языки в школе» №3 1996 г./ Бочарова Л.Н. «Игры на уроках английского языка».
9. Ж. «Иностранные языки в школе» №4 1999 г./ Перкас «Ролевые игры на уроке английского языка».
10. Ж. «Иностранные языки в школе» №6 1995 г./ Бурдина М.И. «Языковые и речевые игры на уроках английского языка»
11. Покровский Е.А. «Детские игры» М., Терра-Терра, 1997.
12. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе» - М., Просвещение, 1991.
13. Зимняя И.А. «Психологические аспекты говорения на иностранном языке» - М., Просвещение, 1985.
14. Колесникова И.Е. «Игры на уроках английского языка в 5 классе» - М., Народная Асвета, 1990.
15. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» - М., Роспедагентство, 1996.
16. Петрунек П.,Таран Л. «Младший школьный возраст» - М., Знание, 1981.
17. Петрусинский В.В. «Игры – обучение, тренинг, досуг» - М., Новая школа, 1994.
18. Психология. Выпуск 8. «Психология формирования личности детей школьного возраста» - Минск, Народная Асвета, 19880.
19. Рабочая тетрадь «Happy English» - ч.2, 1995.
20. Шмаков С.А. «Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей» – М., Магистр – 1992
21. Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М., Педагогика, 1978.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40