Язык как проявление фундаментальных способностей человека

Спецификой любого вербализованного в языке фрагмента окружающей реальности является его ярко выраженный антропоцентрический характер. Прежде всего это обусловлено тем, что мир в языке представляет собой не свою точную, объективно зеркальную копию, а результат осмысления человеком, которое, в свою очередь, осуществляется в процессе тесного взаимодействия двух миров – объективного мира реальной действительности и субъективного мира человека. Взаимодействие данных сложных сущностей становится возможным только в рамках сознания.
Сознание предполагает опору на познавательную деятельность субъекта. С. Л. Рубинштейн описывает данный тип психической деятельности как осознание человеком себя, окружающей его действительности, а также отношений как между объектами этой действительности, так и между этими объектами и самим человеком: «…психическая деятельность людей выступает в новом качестве – сознания, или, точнее, процесса осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь, т. е. появляется знание о чем то лежащем вне его. Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания» [1: 272–273].
Представляя собой специфически человеческий способ репрезентации реальной действительности, сознание тесно связано с языком, в котором полученные и переработанные знания получают свою наиболее точную материализацию. Язык представляется необходимым рассматривать как более сложное системное образование в силу того, что в нем получает актуализацию вся когнитивно языковая деятельность человека. Иными словами, в языке проявляются все фундаментальные способности человека.
Следовательно, суть языкового антропоцентризма заключается в том, что в языке представлены не только предметы, процессы и явления реального мира с той степенью осмысленности, которая возможна на этапе порождения высказывания, но и сам человек. По справедливому замечанию В.В. Виноградова, с помощью языка человек «не только выражает что либо, он им выражает самого себя» [2: 20]. Представляется необходимым отметить, что в языковую ткань человек вплетен сложным образом: как через свое отношение к окружающему миру, которое во многом обусловлено индивидуально личностными характеристиками (возрастом, полом, социальным положением, культурной принадлежностью, индивидуальными способностями и т. д.), так и как индивид, осуществляющий различные когнитивные функции. Данный факт, во первых, указывает на сложный характер интегрированности человека и его деятельности с языком, во вторых, доказывает, что основным типом языковой ориентации является субъективный, что, в свою очередь, предполагает приоритетность представленности в языке всего концептуального пространства человека.
В качестве основных фундаментальных способностей человека, репрезентируемых в высказывании, представляется обоснованным выделить познание и речь. Познавательная способность проявляется в активной деятельности человека в рамках процессов концептуализации и категоризации действительности, в то время как способность речевая – в деятельности коммуникативной.
Вышеназванные способности характеризуются наличием целого ряда отличительных признаков. Прежде всего необходимо отметить, что говорящий и субъект познания вступают в отношения различного рода. Субъект познания взаимодействует с окружающим его миром объективно существующих предметов и явлений в рамках взаимодействий «человек –реальная действительность» с целью получения знаний, которые впоследствии хранятся и перерабатываются в его сознании. В свою очередь, говорящий находится в рамках взаимодействий «человек человек». Его поведение диктуется коммуникативными потребностями, реализуемыми в рамках предложенной Р. О. Якобсоном коммуникативной ситуации, в которой говорящий выступает в роли отправителя (адресанта) и всегда ориентируется на другого субъекта, воспринимающего его речь (слушающего/читающего).
Различные типы отношений обусловлены различной сущностью рассматриваемых способностей человека. Категория говорящего основывается и репрезентирует собой диалогичную сущность языка, понимаемую В. фон Гумбольдтом как дуализм: «…сама возможность говорения обусловлена обращением и ответом… человек стремится, даже за пределами телесной сферы и сферы восприятия, в области чистой мысли, к “ты”, соответствующему его “я”; ему кажется, что понятие обретает определенность и точность, только отразившись от чужой мыслительной способности» [3: 399]. Для субъекта познания характерен монизм. Он не стремится к тому, чтобы его мыслительная способность нашла свое отражение в мыслительной способности другого. Его основная функциональная роль заключается в том, чтобы в процессе собственной познавательной деятельности осмыслить определенный фрагмент реальной действительности, что в дальнейшем позволит говорящему как носителю конкретного языка осуществить процесс вербализации.
Отмеченная функциональная особенность субъекта познания во многом объясняет механизм исследования данной координаты, суть которого состоит в возможности привлечения любого высказывания без учета контекста реального или вероятного адресата, текстового замысла, смены адресантов и адресатов в момент речевой деятельности и т. д. Для говорящего, наоборот, именно вышеуказанные параметры являются решающими и приводят к тому, что говорящий осуществляет индивидуальный выбор языковых средств с учетом прагматических и коммуникативных установок.
Соответственно, индивидуальность и активность рассматриваемых координат также различна, что указывает на различные стороны проявления человека в языке. В говорящем проявляются языковые способности человека. Его активность состоит в языковой организации высказывания и выборе стратегий речевого поведения. Иными словами, он субъект речетворчества, речепорождения. В субъекте познания, охватывающем различные психические и психологические признаки человека, проявляются способности мыслительные. Его активность тоже осознанная, но заключается она в концептуальной организации знаний. Именно субъект познания определяет направление всей мыслительной деятельности.
Проявляясь в языке одновременно, т. е. в едином речемыслительном процессе, рассматриваемые функциональные сущности характеризуются различной степенью и стратегией своей актуализации. Говорящий всегда эксплицитен. Его деятельность лежит на поверхности. Данный факт объясняется тем, что говорящий – единственный субъект, наделенный способностью произнесения конкретного высказывания в рамках конкретной ситуации в конкретный момент речи. Тем не менее, функциональное проявление говорящего не может рассматриваться как единственная фундаментальная способность человека в языке, что обусловлено деятельностью субъекта познания, в рамках сознания которого формируется мысль, подлежащая вербализации. Указанное взаимодействие, тем не менее, не ограничивается односторонней взаимообусловленностью: субъект познания также находится в тесной зависимости от говорящего, так как материализация его деятельности и степень экспликации как данной способности, так и самой фигуры субъекта познания зависят от говорящего как единственной активной речевой координаты.
В представленной выше цепи взаимодействий двух фундаментальных координат в языке прослеживается следующая иерархия и взаимозависимость: познающий субъект осуществляет авторство мысли, тем самым, его правомерно рассматривать как начальную координату, основу любого высказывания; субъект речи, в свою очередь, вербализует (формулирует) сформированную мысль, что позволяет охарактеризовать его как конечную координату высказывания.
Факт проявления субъекта познания в языке служит хорошим доказательством идеи В. фон Гумбольдта о том, что мыслительная деятельность и язык создают только такие формы, которые могут удовлетворить их обоих. Актуализация данной координаты, установившейся в ходе активного познания реальной действительности, позволяет языку ориентироваться на человека, способного к осмыслению мира, иными словами, на функцию, соединяющую человека как существо, способное к познанию действительности в результате когнитивной деятельности, с человеком говорящим. Обе фундаментальные способности проявления человека в языке логично вписываются в структуру речемыслительной деятельности, их взаимодействие обусловливает ее целостность. Кодируя информацию о человеке на различных уровнях репрезентации (мыслительной или, ментальной, и языковой, или вербальной), они обусловливают возможность ее дальнейшей интеграции со всеми другими видами информации.
 
1-1 можно быстро Скачать WoW аддоны бесплатно для всех классов очень классно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40